Загадки всегда неожиданны, никогда не знаешь, из-за какого угла на тебя напрыгнет очередная.
Так случилось и в тот раз - однажды на мою страничку в Фейсбуке "Большая игра" пришел мой старый знакомый, ташкенский художник Александр Тюрин и поделился фотографией картины, которую он реставрировал. По словам владельца, отдавшего картину на реставрацию, это был портрет барона Константина Кауфмана, знаменитого туркестанского "полупадишаха" - всесильного властителя Туркестанского края, много лет возглавлявшего русскую партию игроков в Большой игре. К картине прилагалось заключение Третьяковки, что эта работа принадлежит кисти предка художника, известного живописца Ивана Алексеевича Тюрина. Вот он и решил мне похвастаться, что Тюрин реставрирует тюринскую картину. Опять же - Кауфман.
Я даже не стал цепляться к подписи и объяснять, что Кауфман никогда не был губернатором Ташкента и главнокомандующим Семиречья, он был генерал-губернатором Туркестанского края и командующим войсками Туркестанского военного округа.
Гораздо больше меня заинтересовал неуставной головной убор на картине. Я никогда не видел портретов и фотографий Константина Кауфмана в скуфейке. Зато другая легенда Туркестана, "лучший карьерист Империи" генерал Александр Абрамов (я о нем писал здесь), носил ее не снимая - при взятии глинобитной кокандской крепости Пишкек, ныне дослужившейся до столицы независимого государства, тогда еще прапорщик Абрамов был ранен в голову и скуфейкой прикрывал страшные шрамы.
Я был практически уверен, что на портрете - Абрамов, но мои хотелки это мои хотелки. Если ты собираешься оспаривать легенду картины, нужны какие-то доказательства, а у меня было очень плохо со временем. К счастью, у меня очень хорошие читатели, которые могут дать консультацию по любому вопросы, стоит только правильно спросить.
Поэтому я выложил у себя тюринскую фотографию с картиной и к ней - два фотографических портрета - Кауфмана
и Абрамова.
Фотографии были сделаны одним фотографом, в рамках одного проекта (для знаменитого "Туркестанского альбома") и примерно в одно и то же время.
После чего спросил всех - кто, на ваш взгляд, изображен на картине? - особую просьбу адресуя специалистам: историкам, художникам-портретистам и прочим фалеристам, то бишь знатокам орденов, медалей и всяких собаководческих жетонов.
Первыми откликнулись художники - их у меня в друзьях довольно много. Они практически единодушно высказали одну и ту же точку зрения - нельзя со стопроцентной точностью утверждать, что это Абрамов, но это совершенно точно не Кауфман, там совсем другие линии носа и ушей.
Потом пришло экспертное заключение от специалиста в другой области - издателя, непревзойденного знатока Большой игры и неплохого фалериста Валерия Смолянинова. Вот что он мне написал, цитирую:
"Попробовал разобраться с орденами Кауфмана и Абрамова и наградами человека на портрете (исходя из того, что на портрете изображен либо К. П. Кауфман, либо А. К. Абрамов).
Отправной точкой считаем орден Св. Георгия 3-й степени. Кауфман его получил в 1868 году, Абрамов — в 1870 году. Таким образом портрет датируется не ранее 1868 года. И тут нас сразу настигает аяяяй. Поскольку незадолго до Георгия-3 Кауфман был награжден орденом Белого орла с мечами. Награда крайне редкая, даже почти уникальная (награждений этим орденом с мечами было около сотни за все время его существования), и художнику такую висюльку обойти вниманием никак невозможно. Однако на портрете мы его не наблюдаем.
Следующей наградой, вызывающей вопросы, является орден св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Такой орден был у Абрамова, а вот у Кауфмана Владимир-4 был без мечей и без банта.
У обоих был Владимир-3 с мечами, так что это нам ничего не скажет. Касательно отсутствующего на портрете Владимира-2. У обоих был этот орден с мечами. Если это портрет Кауфмана то этот орден обязательно должен присутствовать, поскольку Кауфман был им награждён еще в 1866 году. А вот если это портрет Абрамова, то отсутствие Владимира-2 объяснимо — Абрамов получил его лишь в 1876 году.
А вот Анна-3 расскажет побольше, которая у Кауфмана была хоть и с бантом, но без мечей, а у Абрамова и с тем и с другим; на портрете мы наблюдаем Анну-3 с бантом, отсутствие мечей однозначно утверждать нельзя из-за качества репродукции. Анна-2 у Кауфмана с императорской короной, у Абрамова без, на портрете ее нет. И кстати, Анна-1 у Кауфмана была с мечами (награжден в 1861 году, следовательно она также должна быть на картине но ее не видно, возможно звезду Анны заслоняет художник), а у Абрамова с императорской короной (награждён в 1871 году, корону получил в 1873 году).
Касательно ордена св. Станислава всех степеней. У Кауфмана совершенно точно есть Станислав-1 без мечей, а вот про младшие степени данных найти не удалось. У Абрамова же был полный комплект Станислава: 3-я степень — с мечами и бантом (есть на портрете), 2-я степень — с мечами и 1-я степень — также с мечами (оба ордена не видны).
Из иностранных орденов у Кауфмана совершенно точно был прусский Красный орёл 1-й степени с мечами, на известной фотографии 1870 года есть еще и другие «иностранцы», с ними я не разбирался, поскольку на обсуждаемом портрете «иностранцев» нет вообще.
На портрете зафиксирована развесистая клюква - это несоответствие аксельбанта погонам (на погонах нет императорского вензеля, который положен был всем зачисленным в Свиту). Либо в шнуре, либо в погонах кто-то наврал, вместе они не совмещаются.
К сожалению о медалях ничего сказать не могу, точно могу сказать что нарисована медаль на Анненской ленте, но не более того, непонятно даже это какая именно из многочисленных анненских медалей, вторая медаль не опознана.
И еще маленький штришок. Кауфман всегда носил знак Николаевской инженерной академии, который мы наблюдаем у него на практически всех известных портретах и изображениях. А вот на обсуждаемом портрете этого знака нет.
Таким вот зверским образом я категорически заявляю что на портрете изображен Александр Константинович Абрамов, портрет создан между 1868 и 1876 годами, а то, что заслуженному генералу пририсован аксельбант Свиты ЕИВ – так то явная отсебятина какого-то «реставратора».
На мой взгляд, справка была исчерпывающей. Завершающим штрихом стало появление еще одного моего френда, также редкого специалиста по истории Средней Азии - ЖЖ-юзера rus_turk.
У Рус-тюрка - огромные закрома всяческих изображений, связанных с дореволюционным Туркестаном, предмет моей давней зависти. Так вот, "раскопав своих подвалов", он обнаружил там другое изображение этого же портрета, когда-то найденное им в Сети. Это фото тоже было атрибутировано Кауфманом, и, судя по всему, сделано еще до реставрации полотна.
Как мы видим - аксельбанта нет и в помине. Скорее всего, это действительно отсебятина, зачем-то нарисованная по желанию нынешнего владельца портрета.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что загадка раскрыта - с большой долей вероятности на портрете именно генерал Абрамов.
Какова же мораль у этой истории?
Мораль очевидна - наши предки были не дураки. Поговорки "знания - сила", "не имей сто рублей, а имей сто друзей" и "тайное всегда становится явным" - исправно работают и сегодня.
P.S. А еще есть такая поговорка - "долг платежом красен". Я вам байки травлю, а вы меня за это лайкните, на канал подпишитесь, а может быть даже и друзьям прорекрамируйте. Вот это будет по-нашему, по-бразильски!