В литературе ничего не берется из ниоткуда. Сам по себе чистый авторский вымысел встречается крайне редко.
А так, обычно в основе авторского вымысла лежат какие-то реальные события - не выдуманные автором, но им раскрученные. Причем вот эти вот "раскрутки" - они могут быть либо заметными, либо - нет (тут главное - правильно задавать вопросы).
Возьмем, к примеру, первые строки поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" (этот пример будет наиболее показательным - по крайней мере, этот текст учили все). С "заметками" в ней все знакомы:
"У Лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том."
- Тут все понятно, все заметно. Лукоморье - это образ из древней славянской легенды, а дуб - это мифологический (скандинавский?) символ древа мудрости, древа познания. Авторского вымысла здесь нет - это все было придумано задолго до Пушкина. Но Пушкин это удачно раскрутил.
Туда же: русалка на ветвях, леший, избушка на курьих ножках - это все тоже не авторский вымысел, это образы из древних народных сказаний. Пушкин их не изобретал, но дорабатывал, докручивал.
Но тут есть и "незаметки". Которые мы все повторяем, но даже не задаемся вопросом, типа "а это про что, собссно?". Например, вот это:
"В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит".
Вас не смущает сочетание "бурый волк"? Бурый, в литературном смысле, - это медведь. А волк - он не бурый, он серый. Причем сочетание "серый волк" вполне вписывается в размер. На черта Пушкину понадобился именно бурый волк?
Да, я знаю, что волки могут иметь разный окрас - даже белый. Но мог ли знать об этом Пушкин? Зоологию им в Лицее вряд ли преподавали на таком уровне, а охотник из Пушкина был никакой. Так что увидеть где-либо именно бурого волка Александр Сергеич не мог. Но в тексте волк как раз бурый. Откуда?
А дело все в том, что среди лицейских друзей Пушкина был некто Владимир Вольховский (1798-1841). Личностью он был весьма примечательной - он сделал неплохую научную и военную карьеру, дослужился до генерал-майора. Более того, он был одним из немногих декабристов, про которых все знали, но которым ничего не было. Ну, в смысле, у следствия не набралось материала на состав преступления - пришлось извиниться и отпустить.
Но так вот. Лицом этот Вольховский (по кличке, разумеется, Волк) был весьма смугл. То есть, бур. Вот отсюда и "бурый волк".
Но тут возникает вопрос - а кто же тогда царевна? Да к тому же еще и из темницы? Тут дело сложнее. Возможно, речь идет о дочери тогдашнего директора Царскосельского Лицея - Анне-Августе Энгельгардт (1804-1831). Аналогий здесь может быть несколько:
- Директор Энгельгардт = царь в Царскосельском Лицее, тогда его дочь Анна-Августа = царевна.
- Имя "Августа" - это также одно из имен вдовствующей императрицы Марии Федоровны (матери Павла 1го), а также - одно из имен Екатерины 2й. Т.е. это царское имя - и Пушкину про такие совпадения имён наверняка было известно. Геральдику и родословные в Лицее преподавали хорошо.
- Юной Анне-Августе в Царском Селе делать было особо нечего. В 1816 году (когда туда был назначен Энгельгардт) это был захолустный городишко с плацем, полковой церковью и гауптвахтой. Вот и все развлечения - чем не темница.
Единственное, что скрашивало быт этой царевны в те времена, - это знакомство с "бурым Волком" - смуглым Вольховским. Который, как вы можете уже догадаться, ей верно служил.
Какого рода были у них отношения - это неизвестно. Наверно, это была просто дружба - в 1816 царевне было 12 или 13 лет. Хотя по тем временам это был вполне подходящий возраст для подготовки к замужеству (или помолвке).
Но вот что известно доподлинно: уже в 1817 году Вольховский был выпущен из Лицея с золотой медалью и... сразу был назначен в гвардию. А потом - отправлен подальше в экспедицию в Среднюю Азию.
Но а Пушкин, как непосредственный свидетель всего этого, включил этот эпизод в свою поэму - но уже в виде сказочного образа. Почему нет, собссно?