Южная Корея наряду с Финляндией входит в топ стран, чьи образовательные программы принято восхвалять и ставить в пример. Стране удалось добиться стопроцентного уровня грамотности, но какой ценой? Критики утверждают: ценой детского здоровья и благополучия. Давайте разберемся, так ли хорошо корейское образование, как его описывают.
Корейские дети в сумме проводят в школе 12 лет: шесть лет в начальной школе (в возрасте 6-12 лет), три года в средней (12-15 лет) и еще три года в старшей школе (15-18 лет).
Корейские старшеклассники учатся 16 часов в день
Типичный ученик старших классов приходит в школу к 8 утра, а уходит домой после 9:30-10 вечера. Но и это не конец!
Для среднестатистического школьника важно окончить школу с хорошим аттестатом и поступить в престижный вуз. Для этого многие посещают так называемые «хагвоны» — что-то вроде частной репетиторской программы подготовки к поступлению. Так как учеба в Южной Корее — главное «развлечение» подростков, они частенько возвращаются домой ближе к полуночи. То есть ужинать тоже приходится в школе.
В средней школе менее напряженно — занятия длятся до 4 вечера, а дополнительные «хагвоны» опциональны.
Учителя уважают беспрекословно
Нельзя сказать, что учителя в Корее зарабатывают баснословные деньги, но они пользуются безусловным уважением. Образование — одна из главных ценностей корейского общества, а педагоги считаются его почетными хранителями.
Уходят на пенсию учителя в 65 лет.
Педсостав меняется раз в пять лет
Вне зависимости, нравится классу учитель или нет, он меняется каждые пять лет. При том, ротируется весь педагогический состав школы: все учителя, директор и завучи меняют место работы по жребию.
Эта система создана для того, что у всех педагогов были равные возможности: чтобы они могли поработать как в престижных школах, так и не очень.
Наказания все еще практикуются
Если в большинстве стран мира за физическое насилие в отношении ребенка можно сесть в тюрьму, то в Южной Корее вплоть до недавних пор наказания в школе все еще изредка, но практиковались. Чаще всего провинившегося ребенка заставляли стоять с поднятыми или вытянутыми вперед руками. С дисциплиной в корейских школах все строго.
К экзаменам относятся очень серьезно
Во время вступительных экзаменов Южная Корея замирает. В города ограничен въезд грузовиков, коммерческие заведения открываются позже обычного, изменяется расписание полетов — рейсы переносятся на более позднее время. Все для того, чтобы школьников ничего не отвлекало от экзаменов.
Более того, любой, кто опаздывает на экзамен, имеет право обратиться за бесплатным полицейским сопровождением — да-да, с мигалками и на большой скорости!
В такой иерархической стране, как Южная Корея, вопрос поступления, фактически, определяет твою дальнейшую жизнь. Провал на экзаменах приравнивается к полному социальному и карьерному фиаско.
Процветает подростковый суицид
Давление учиться на отлично называют главной причиной депрессии и суицидальных настроений у подростков, а их статистика в Южной Корее одна из самых печальных в мире.
Согласно статистическому отчету StatisticsKorea за 2013 год, суицид был главной причиной смертности корейцев в возрасте 9-24 лет. Причинами самоубийств чаще всего становились следующие: поступление в учебные заведения (39,2%), семейные проблемы (16,9%), финансовые трудности (16,7%), одиночество (12,5%).
Корейские школьники и студенты не удовлетворены своей жизнью и не довольны давлением, которое на них оказывается.
Приветствуется зубрежка
Международное исследование уровня образования, которое проверяет знания 15-летних школьников в разных странах мира (PISA) в 2015 году поставило Южную Корею на первое место по математике, третье — в навыках чтения и пятое — в точных науках.
Но все не так просто. Корейское образование в основном нацелено на запоминание, что, конечно, поможет успешно пройти тест PISA, но вряд ли поможет сохранять конкурентоспособность в меняющемся мире. Коммуникация, сотрудничество, креативность — не менее важные аспекты образования. А корейская система не очень-то нацелена на их развитие.
Не так давно корейское правительство признало спорность государственной системы образования. В 2017 году в Сеульском офисе образования обсуждению этих проблем была посвящена отдельная встреча. Правительство поставило цель привнести в систему изменения, которые будут поощрять демократические ценности, креативность и индивидуальный подход к ученикам. Так что даже «образцовая» школьная система в условиях 21 века нуждается в серьезном реформировании.
Еще больше интересных статей на портале «Психология эффективной жизни».