Найти тему
Судострой

Газ - автомобильное топливо будущего?

Оглавление

Основным видом топлива для автомобилей ближайшего будущего станет природный газ. Либо компримированный – КПГ, либо сжиженный – СПГ (по-английски, CNG и LNG соответственно). По крайней мере к такому выводу приходишь после общения с участниками прошедшего в начале октября 2018 года Петербургского газового форума.

Ёмкость для перевозки СПГ / Фото: ТГД
Ёмкость для перевозки СПГ / Фото: ТГД

Газпром и СПГ

Российский газовый гигант в последнее время активно увлёкся темой сжиженного газа. Помимо планов поставлять СПГ на экспорт, "Газпром" активно предлагает его и российским потребителям, в том числе имеющим "железных коней".

Так, в начале октября на трассе М-11 "Москва – Санкт-Петербург" началось строительство первой в России криогенной автозаправочной станции (КриоАЗС), предназначенной для заправки СПГ. Водителям, выбравшим сжиженный газ, обещают экологичность, сокращенный расход топлива и повышенный ресурс двигателя.

Бак для хранения СПГ / Фото: ТГД
Бак для хранения СПГ / Фото: ТГД

Планируется, что основными посетителями КриоАЗС станут магистральные тягачи (видимо, иностранные), имеющие универсальные газодизельные двигатели, которые смогут работать в том числе и на СПГ.

Интересно, что раньше газовая компания активно развивала сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), работающих со сжатым (компримированным) газом. Видимо, теперь между КПГ и СПГ следует ожидать обострение внутривидовой конкуренции.

Виртуальный трубопровод

Макет передвижной газокомпрессорной станции / Фото: ТГД
Макет передвижной газокомпрессорной станции / Фото: ТГД

Как известно, значительная часть территории России до сих пор не газифицирована. Поскольку прокладывать магистральный газопровод из металла очень дорого, решить проблему предлагается с помощью "виртуального трубопровода", то есть сделать газ мобильным.

Идея компании "ГазСервисКомпозит" заключается в использовании передвижных компрессорных станций для газоснабжения населённых пунктов, промышленных объектов и транспортных средств.

Мобильный заправщик

Ещё один интересный вариант использования природного газа для удалённых потребителей – передвижной автозагазозаправщик.

Автогазозаправщик за работой / Фото: ТГД
Автогазозаправщик за работой / Фото: ТГД

Транспорт с помощью такого передвижного автогазозаправщика можно заправлять как на территории крупного автотранспортного предприятия, так и специализированной заправочной станции.

Внутри у такого грузовика в вертикальном положении находятся баллоны с газом. Подключение и заправка потребителей осуществляется через заднюю дверь.

Ещё есть вариант мобильной АГНКС, которая может заправляться непосредственно от магистрального трубопровода. Конструкция здесь несколько сложнее за счет добавления компрессора, который выполняет компримирование газа перед заправкой в баллоны.

Городской транспорт

Городской автобус Lotos / Фото: ТГД
Городской автобус Lotos / Фото: ТГД

В качестве примера городской техники, работающей на КПГ уже сегодня, можно привести автобус Lotos, производством которого занимается ГК "Раритэк" в Набережных Челнах.

Самая важная деталь у этого автобуса – на крыше. Нет, это не кондиционер, как может показаться на первый взгляд. Это баллоны для хранения КПГ или СПГ. Всё зависит от желания заказчика. Возможен вариант и с традиционным дизельным топливом.

Интересно, что если оснастить автобус оборудованием под компримированный газ, то объём топливного бака у модели Lotos-105 составит 720 л, а запас хода в городском режиме будет равен 500 км. На дизельном топливе при полной заправке 220 л запас хода составит те же 500 км. Автобус на сжиженном газе сможет взять на борт до 500 л и проехать уже 600 км. Получается, что дизель даёт наименьший расход топлива, но он является и самым дорогим.

Важно отметить, что двигатель у Lotos – монотопливный, т.е. заказчику предстоит сразу определиться на чём будет ездить автобус. Многотопливные двигатели, как, например, в современном судостроении, в данном случае не предусмотрены. Возможно, это станет одним из существенных ограничений на пути газификации транспорта.