Найти в Дзене
Судострой

Как атомные подлодки пригодятся для добычи нефти и газа

Оглавление

Атомная подводная лодка (АПЛ) может быть не только грозным боевым кораблём, который несёт ракеты, способные менять ландшафт целых городов, но и инструментом для добычи природных ресурсов. Например, для сейсморазведки и доставки оборудования для добычи для нефти и газа подо льдом арктических морей. По крайней мере, так считают разработчики проекта "Айсберг", о котором пойдёт речь в сегодняшнем рассказе ТГД.

Подводный комплекс "Айсберг" / Иллюстрация: ЦКБ МТ "Рубин"
Подводный комплекс "Айсберг" / Иллюстрация: ЦКБ МТ "Рубин"

Подробности проекта

Создание проекта "Айсберг" ведётся с 2015 года по заказу государственного Фонда перспективных исследований (ФПИ). Основным разработчиком выступает петербургское ЦКБ МТ "Рубин". Также в проекте задействованы и другие организации, например, входящее в "Росатом" нижегородское "ОКБМ Африкантов". Широкой публике охранявшийся ранее в тайне проект был представлен в сентябре 2017 года на выставке "Нева".

Что представляет из себя проект "Айсберг"? По данным ЦКБ МТ "Рубин", в состав проекта входят подводный буровой комплекс, предназначенный для создания в роботизированном режиме разведывательных и эксплуатационных скважин, а также подводный энергетический комплекс на основе атомной энергоустановки. Подводная электростанция также автономна и способна отработать без присутствия человека и технического обслуживания не менее 8 тысяч часов.

Помимо этого, проект "Айсберг" предусматривает создание пары обитаемых гражданских атомных подводных лодок глубиной погружения до 400 м и автономностью до 90 суток.

Первая – подводный транспортно-монтажный и сервисный комплекс – представляет собой подводную лодку катамаранного исполнения для доставки и обслуживания оборудования.

Вторая обитаемая подлодка – подводное судно сейсморазведки. Эта подлодка работает по принципу, схожему с обычным надводным судном сейсморазведки. По бортам разворачиваются специальные "крылья", к которым крепятся сейсмические косы. Также возможно использование буксируемой сейсмокосы.

Подводное судно сейсморазведки / Иллюстрация: ЦКБ МТ "Рубин"
Подводное судно сейсморазведки / Иллюстрация: ЦКБ МТ "Рубин"

Инженеры "Рубина" подчеркивают, что каждый из описанных комплексов может быть изготовлен отдельно и действовать самостоятельно.

Интересно, что в марте 2017 года руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко упоминал возможность использования на подводном судне сейсморазведки роботизированных аппаратов, которые размещаются в пусковых шахтах. По данным ФПИ, таких подводных лодок нет ни у кого в мире.

Для кого, и за чей счёт

По замыслу создателей проекта "Айсберг", его технологические решения способны обеспечить полностью автономное освоение месторождений. в том числе, под арктическими льдами. В этой связи неудивительно, что основными потребителями такой продукции представляются крупнейшие российские нефтяные и газовые компании.

Транспортно-монтажный комплекс на основе АПЛ-катамарана / Иллюстрация: ЦКБ МТ "Рубин"
Транспортно-монтажный комплекс на основе АПЛ-катамарана / Иллюстрация: ЦКБ МТ "Рубин"

Впрочем, как отметил в марте 2018 года в интервью "Российской газете" руководитель проекта "Айсберг" со стороны ЦКБ МТ "Рубин" Евгений Торопов, интерес к проекту со стороны нефтегазовых гигантов в лице "Газпрома" и "Роснефти" очевиден, "но в финансирование, в прямые инвестиции ещё не перерос".

В настоящее время "Айсберг" существует на стадии аванпроекта. В апреле 2018 года руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко рассказал в беседе с ТАСС, что создание пилотных образцов буровой станции, сейсморазведчика, транспортировщика и энергетического комплекса потребует на порядок больше средств, чем было ранее затрачено на проект.

Что касается сроков, то, по словам Литвиненко, пилотный образец бурового комплекса может появиться к 2025 году. Для выхода на серийное производство могут потребоваться десятки миллиардов и ещё несколько лет.

По всей видимости, перспективы "Айсберга" в России станут понятны в ближайшие пять лет. Если предлагать проект за рубеж, то одним из наиболее важных аспектов станет соблюдение экологической безопасности. Отправить с гарантированным результатом в подлёдное автономное плавание атомную установку сможет далеко не каждая, даже технологически развитая держава.