Найти тему

Самый узнаваемый самолет: 50 лет назад миру впервые показали Boeing-747

Первая выкатка Boeing-747-100 на заводе в Эверетте, 30 сентября 1968 года. Фото: архив Boeing
Первая выкатка Boeing-747-100 на заводе в Эверетте, 30 сентября 1968 года. Фото: архив Boeing

50 лет назад, 30 сентября 1968 года, на заводе Boeing в Эверетте (штат Вашингтон) впервые был показан Boeing-747. Эта модель должна была стать переходной от властвующего в то время на трансатлантических маршрутах Boeing-707 к сверхзвуковым самолетам. Поэтому на массовый выпуск «747-х» не рассчитывали.

Маркетинговая служба Boeing даже считала, что если удастся продать хотя бы пятьдесят машин этой модели, это будет потрясающим успехом.

Но судьба распорядилась иначе: Boeing-747 стал самым узнаваемым лайнером в мире, прозванным «Королевой небес». За полвека было продано более полутора тысяч «747-х», и модификация Boeing-747-8 Intercontinental выпускается до сих пор.

К разработке этого самолета Boeing подтолкнул глава авиакомпании Pan American Хуан Триппе. В начале 60-х пассажиропоток рос примерно на 15% в год, и Триппе хотел лайнер вдвое больше чем «707-й», чтобы за раз перевозить не менее 350 пассажиров.

Первая выкатка Boeing-747-100 на заводе в Эверетте, 30 сентября 1968 года. Фото: архив Boeing
Первая выкатка Boeing-747-100 на заводе в Эверетте, 30 сентября 1968 года. Фото: архив Boeing

Boeing был в непростом положении: время, установленное заказчиками, поджимало, а все силы и финансы были брошены на разработку сверхзвуковой модели. Кроме того, у корпорации не было даже завода, на котором можно было бы производить лайнеры такого размера. В итоге Boeing построил завод в Эверетте специально под «747-е». Кстати, до сих пор этот завод - самое большое по площади промышленное сооружение на планете.

К началу массового производства число заказов на самолет было не ахти какое: Pan American заказала 25 лайнеров, а остальные авиакомпании ограничились единичными заказами – 4 для Qantas, 6 для British Airways, другие и вовсе купили по два-три самолета.

Кстати, изначально горба, который придает «747-му» уникальный силуэт, не должно было быть - лайнер задумывался как полностью двухэтажный. Но от этой идеи позже отказались, а горб оставили для того, чтобы перенести выше кабину. В горбе же было место для других членов экипажа.

Таким образом в будущем самолет с помощью открывающейся в носу аппарели можно было легко превратить в грузовой. Ведь «747-й» не должен был долго возить пассажиров - они должны были скоро пересесть на сверхзвуковые лайнеры. А выпущенные «747-е» превратились бы в «грузовики».

Первый Boeing-747 и стюардессы авиакомпаний-заказчиков самолета. Фото: airlineratings.com
Первый Boeing-747 и стюардессы авиакомпаний-заказчиков самолета. Фото: airlineratings.com

Первый серийный «747-й» в 69-м получила американская Pan American. Дебютный рейс состоялся 22 января 1970 года – из Нью-Йорка в Лондон. Но первый блин оказался комом. 352 пассажира и 20 членов экипажа уже готовились к вылету, как за несколько минут до старта капитан Роберт Уикс заметил неисправность в четвертом двигателе. Рейс пришлось отложить.

Это так не понравилось пассажирам, что они устроили скандал в здании терминала. А 20 из них и вовсе отказались от «исторического полета», и предпочли пересесть на другие рейсы до Лондона.

На устранение неисправности ушло много времени: лайнер вылетел в британскую столицу спустя 27 минут после того, как он должен был приземлиться в Лондоне по расписанию.

Boeing-747-100 авиакомпании Pan Am в аэропорту Нью-Йорка. Фото: архив Pan American
Boeing-747-100 авиакомпании Pan Am в аэропорту Нью-Йорка. Фото: архив Pan American

Крест на программе Boeing-747 чуть было не поставил топливный кризис, разразившийся как раз в начале 70-х. Цены на топливо подскочили вверх, а за ними и цены на билеты - и лайнеры летали полупустыми.

Это вынудило перевозчиков достаточно творчески подходить к салонам своих самолетов. American Airlines, например, вместо кресел устанавливала пианино и барные стойки с целью привлечения пассажиров.

Вот такие салоны предлагали авиакомпании в Boeing-747 в 70-х годах.

Этот лаундж был у авиакомпании American Airlines. Он располагался на нижней палубе в хвосте лайнера:

Фото: airlineratings.com
Фото: airlineratings.com

А это зона отдыха для пассажиров американской авиакомпании Continental Airlines (в 2010 году вошла в состав United):

Фото: airlineratings.com
Фото: airlineratings.com

Австралийская Qantas разместила свой Captain Cook lounge не на нижней, а на верхней палубе:

Фото: airlineratings.com
Фото: airlineratings.com

А вот так выглядел салон экономического класса в Boeing-747 в 70-х годах:

Фото: airlineratings.com
Фото: airlineratings.com

На верхнюю палубу вела винтовая лестница:

Фото: airlineratings.com
Фото: airlineratings.com

«747-й» был во многом новаторским. Это первый самолет с двумя проходами между рядами. Кроме того, именно на этой модели впервые появились закрытые верхние полки для багажа. До этого момента они были открытыми, как в автобусах. Лишь после выпуска «747-го», Boeing сделал закрытые полки на своих прошлых моделях – 707-м, 727-м и 737-м.

За полувековую историю Boeing выпустил более полутора тысяч «747-х». По данным на начало 2018 года, около 600 самолетов эксплуатируются до сих пор.

Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips