Понятие “средний класс” используется сегодня часто и по любому поводу. Средний класс – надежда консерваторов и залог спокойствия страны, считалось до самого недавнего времени. И аргумент был серьезный: средний класс не хочет перемен, потому что хорошо живет в той системе координат, к которой привык и в которой добился успеха. Но недавние протесты, которые прокатились по всему миру, показали: средний класс может быть не менее революционным, чем жители трущоб. Но, конечно, только в том случае, если политики и банкиры отнимают у среднего класса то, к чему он всю жизнь стремился: сегодняшнюю стабильность и уверенность в завтрашнем дне и безбедной старости.
Всемирный банк (ВБ) определяет “средний класс” так: это группа людей, годовые доходы которых находятся на уровне между средними доходами Бразилии и Италии, в пределах примерно от 4 до 17 тысяч долларов. Исходя из этого, ВБ считает, что сегодня только 7,6% населения планеты может отнести себя к среднему классу.
Но многие страны критерии среднего класса устанавливают сами, исходя из собственных реалий и без оглядки на Всемирный банк – и самое любопытное (по крайней мере, мне так кажется) то, что часто к материальным доходам это не имеет почти никакого отношения.
Для среднего класса Сингапура самыми важными критериями оказались высокое качество жизни, жизнерадостность и простота. Считается, что в этом городе-государстве к среднему классу относятся практически 99% населения – цифра, о которой другие страны могут только мечтать (и не факт, что мечты эти сбудутся). Жизнь сингапурского среднего класса считается высококачественной потому, что в стране хорошо отлажена система социального обеспечения, а политики заботятся о народном благосостоянии не только во время предвыборных кампаний. В результате для среднего класса жилье или автомобиль – не бремя и не роскошь, а нормальные и вполне доступные атрибуты жизни. Одновременно сингапурцы особое внимание уделяют здоровью, умеют радоваться каждому дню, семья для большинства – главная ценность.
В соседней Малайзии представители среднего класса особо ценят удобство, наслаждения и эмоции. Большинство таких людей получили западное образование, их дома обустроены по европейским образцам, они ездят на хороших автомобилях. Для малайзийца, который относит себя к среднему классу, важно иметь достаточно времени для комфортабельной жизни, экономические трудности, даже если иногда возникают, не должны становиться бременем, к себе такой человек предъявляет высокие требования и стремится к самосовершенствованию. После работы среднеобеспеченные малайзийцы любят собираться с друзьями, готовить, дегустировать импортные вина (несмотря на то, что Малайзия вообще-то страна мусульманская и употребление алкоголя не приветствуется, хотя официально запрета на его продажу нет).
В Индии (стране, мягко говоря, не богатой) быть средним классом – это практически привилегия. Представителям этого класса доступно многое, “своих” здесь узнают по следующим критериям: английская речь, походы по клубам, а у женщин еще и яркий макияж. Многие индийцы считают главным критериям среднего класса способность говорить на языке Шекспира. Логика проста: говоришь по-английски – значит, учился в хорошей школе, а потом и университете, и на это образование у твоей семьи нашлись деньги. Английский (который вообще-то в Индии второй государственный, если кто забыл) – это залог высокооплачиваемой работы, причем не только в самой Индии. Ведь мы все знаем об индийских программистах, покоривших мир – английский был им сильно в помощь. Недавно во время поездки в провинцию Хэйлунцзян, где активно развиваются высокие технологии, мой коллега из Индии задавал всем один и тот же вопрос: если китайцы овладеют английским, как индусы – вытеснят ли они последних с мировых рынков? Пока вопрос так не стоит, хотя английским китайцы овладевают все увереннее.
В Китае с критериями среднего класса пока до конца не определились, более-менее определились только с цифрами: это примерно 37% городского населения, в 2009 году таких людей было примерно 230 млн. Ученые китайской Академии социальных наук отнесли к среднему классу всех, кто тратит на еду от 30 до 37.3 процентов своих доходов. Многие молодые китайцы с таким определением не согласны, полагая (и, конечно, стремясь), что “средний класс” – это те, у кого собственная (а не арендованная) квартира, своя машина и возможности путешествовать и получать другие удовольствия от жизни в свободное от работы время. По их мнению, средний класс – это больше образ жизни, чем деньги. И Сингапур для многих из них – именно тот идеал, к которому нужно стремиться.