Найти тему
Судострой

Куда усталая подлодка из глубины идёт домой

База ВМФ в Балтийске / Фото: Минобороны России
База ВМФ в Балтийске / Фото: Минобороны России

Пункт базирования – важнейший элемент инфраструктуры для успешного функционирования надводных кораблей и подводных лодок. Сегодняшний рассказ ТГД – о том, как устроена база подлодок, и что с ней бывает, когда оттуда уходят корабли.

Типовая структура

Береговой пункт базирования выполняет несколько функций. Помимо стоянки кораблей, подлодок и судов обеспечения, отсюда осуществляется оперативное управление группировкой. Здесь же производится техническое обслуживание и текущий ремонт кораблей военно-морских сил. Тут же, в пункте базирования, хранятся боеприпасы и проводится обучение персонала.

Проект комплекса берегового базирования разработки ЦТСС / Фото: ТГД
Проект комплекса берегового базирования разработки ЦТСС / Фото: ТГД

В соответствии с перечисленными выше функциями подбирается и состав объектов берегового комплекса.

Как правило, в него входят объекты управления и связи (командные пункты, штабы, узлы связи), причальный фронт (сюда включаются топливный причал, причал для погрузки и выгрузки оружия, стояночные и ремонтные причалы), а также, в случае необходимости, плавучий док. Для снабжения кораблей в период стоянки предусмотрен отдельный энергоблок.

Техническое обслуживание и ремонт кораблей выполняются на судоремонтном заводе или судоремонтной мастерской.

Для снабжения предусмотрен склад горюче-смазочных материалов. В отдельных ангарах хранятся минно-торпедное и ракетное оружие.

В пункте базирования также предусмотрено размещение учебного центра, казарм и клуба.

Интерактивная схема комплекса базирования ЦТСС / Фото: ТГД
Интерактивная схема комплекса базирования ЦТСС / Фото: ТГД

Такую типовую схему береговых комплексов для надводных кораблей и подводных лодок предлагает петербургский Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС).

Вторая жизнь

Интересно, что даже в заброшенный когда-то пункт базирования могут вернуться люди. По крайней мере, так произошло с бывшей советской базой подводных лодок в бухте Бечевинская на Камчатке.

После вывода в середине 90-х годов прошлого века из Бечевинской дивизиона дизельных подлодок база начала приходить в запустение. Сейчас жилой городок пустует, но в ближайшее время ситуация изменится.

Правда, теперь в бухту будут заходить не боевые корабли, а танкеры со сжиженным природным газом (СПГ). Компания "Новатэк" решила разместить в районе размещения бывшего военного объекта перегрузочный комплекс для перевалки СПГ.

Бухта Бечевинская / Фото: Станислав Маун | fotokto.ru
Бухта Бечевинская / Фото: Станислав Маун | fotokto.ru

Здесь добытый на Ямале СПГ будет перегружаться с тяжелых танкеров арктического класса, прошедших по Северному морскому пути, на менее ледостойкие, но более дешёвые суда, подходящие для доставки энергоресурсов азиатским потребителям.

По всей видимости, свою роль при выборе места для перевалочного комплекса сыграли подходящее географическое расположение и наличие инфраструктуры.