Хорошо, мил человек, быть государем-императором. А что? Ездишь себе от Балтийского моря до Азовского. Боярам бороды равняешь. Шведов с турками гоняешь. Военные кампании проводишь да государственный подход демонстрируешь. Здесь, значит, окна в Европу рубим, там вон – флот наш закладываем, а прямо тут вот – минеральную воду ищем.
А как завязнешь, груженый реформами, по дороге в какую глушь, так самолично свою карету №1 из чернозёма и выталкиваешь. И так, бывало, угваздаешься, что с устатку-то отхлебнёшь горькой, ругнёшься на судьбину свою государеву и сам же эту глушь безымянную и наречёшь.
Ну, под настроение, конечно. А какое у государя-императора может быть настроение, когда кругом сплошь непролазные… Грязи?
Право на жизнь имеет и эта версия появления названия ныне одного из крупных промышленных городов Липецкой области. Правда, есть и другая.
В 1868 году Москву и Воронеж связала железная дорога. Предки нынешних горожан не мудрствовали. И взяли колоритное имя для своего нового посёлка, что построили рядом с дорогой, по названию ближайшего к ним села. Буквально через год новая станция Грязи стала узловой станцией Юго-Восточной железной дороги и таковой вот уже почти полтора века остаётся.
И если 66-летний паровоз Эр 773-50, по сути, стал стальным символом возрождения нашей страны и города Грязи в послевоенное время.
То через дорогу от него – философская скульптура «Дворник», не только отдаёт дань уважения тем, кто сегодня делает жизнь горожан чище, но и предупреждает тех, кто так и норовит её сделать бесчестной.
Из 11 тысяч паровозов, выпущенных в этой серии, только 40 стали памятниками или действующими музейными экспонатами. У «Дворника», известного на всю округу скульптора из Лебедяни Александра Коновалова, такого количества родственников – пока нет. Зато есть законная прописка в топе самых странных памятников Липецкой области.
И если ржавеющий чехословацкий гигант встал на вечную стоянку 20 лет назад, то коноваловский «Дворник» присел на скамейку, чтобы перевести дух, лишь в 2011 году.
Магические круги - очевидный тренд архитектуры этого районного центра. А количество перекрёстков с круговым движением в Грязях говорит о том, что его городским отцам не дают покоя лавры Белгорода. Зато железнодорожных переездов в городе – три! И это на один меньше, чем памятников вождю мировой революции. Какая связь? - спросите вы. Отвечу: никакой.
Но если бы грязинские водители тренировали свою выдержку на переездах также обречённо долго, как делают это, к примеру, живущие в той же Липецкой области, спокойные тербунские парни, то рано или поздно они все переквалифицировались бы в машинистов. Эти едут всегда! Но пока шлагбаумы открыты, люди из дома торопятся на работу и обратно. А извечный вопрос о поиске лучшей жизни – решен здесь в пользу самой жизни.
Она же, только с привкусом производственных отношений, бурлит уже более полувека и в цехах одного из градообразующих предприятий – ПАО «Грязинский культиваторный завод». Сегодня в его производственных корпусах люди делают почвообрабатывающие машины. И каждая третья из тех, что выходят на поля нашей страны, собрана здесь. И мне как-то сразу захотелось оформить гостевой пропуск и пройтись по цехам. Посмотреть на технологическую цепочку производства. Познакомиться со специалистами завода. Это же о них сказал практически слоганом в одном из интервью генеральный директор Равиль Анутов: "машины сделаны людьми, которые знают землю". Но пока моим утешением стало прохладное рукопожатие дверной ручки на проходной завода. Первый шаг сделан. Надеюсь, когда-нибудь я окажусь в самом его сердце…
Признаюсь, ни одна церемония смены времени года так не поражала меня, как эта. Именно в Грязях, осень каплями холодного дождя требовательно застучала по ухоженной тротуарной плитке и категорично попросила лето покинуть город.
Мы поняли этот намёк и, бросив прощальный взгляд на слияние рек Матыры и Байгоры, вместе с летом убрались восвояси. До весны…
Идея, впечатления и текст: Павел Коваленко (с), 2018
На титульном фото: центр культурного развития (2016).
Точка на карте: г. Грязи, Липецкая область, ул. Воровского, 54
Фото: Павел Коваленко (с), 2018