Найти в Дзене

ВСД или психосоматика

Наталья Терещенко, психолог, врач-вертебролог
Наталья Терещенко, психолог, врач-вертебролог

Многие люди обнаруживают что им что-то некомфортно и что-то не подходит, когда уже почти теряют сознание.

Сидите вы на невыносимом совещании или в гостях у свекрови и вдруг обнаруживаете:

  • закружилась голова и все плывет. Вы скорее всего можете это проконтролировать и не упасть, но с трудом.
  • дальше или параллельно сводит живот и срочно надо в туалет, может начаться диарея
  • сильно болит голова
  • темнеет в глазах. мушки перед глазами
  • тошнит и все плывет
  • ощущение что ноги поднялись выше головы и вас качает, как на волнах
  • звуки стали приглушенными и как бы издалека
  • сильное сердцебиение, которое может ощущаться «в горле». Страх смерти от инфаркта.

И так далее. Это все так называемые вегетативные симптомы. И есть люди которые так реагируют только в сильном стрессе или после болезни. А есть те, кто так реагирует всю жизнь.

Если пойти к неврологу, то вы получите либо устаревший диагноз ВСД, НЦД, либо один из модных современных диагнозов. К сожалению, часто начинают обследовать шею и «валить» все на остеоходроз. К сожалению, потому что это ведет по ложному следу. Даже если поход к остеопату или мануальщику облегчает ваши симптомы. Еще жестче, если начинают назначать антидепрессанты. Они то уж точно не решают исходной проблемы.

А вот если пойти к психологу, то часто вы можете услышать такую формулировку — это довербальная травма. Что это такое, не очень понятно.

Но сама формулировка обычно успокаивает. Во-первых, специалист что-то знает про это моё пугающее состояние, а во-вторых, снимается стыд.

Я не просто не умею вовремя чувствовать дискомфорт и как-то себя регулировать. А не умею вследствие травмы.

Так что же это такое?

Младенец может сигнализировать миру что с ним происходит, не только криком. Он ещё краснеет, синет, белеет, закатывается, обкакивается — и если долго не решать его проблему, начинает болеть. То есть любой дискомфорт младенец выражает всем телом. Потом, постепенно, он растёт и созревают средства саморегуляции. Если мама или тот, кто ухаживает за ребенком, умеет сам себя регулировать, то ребенок обучается этому буквально через зеркальные нейроны. Знаете, как малыш расплачется из-за чего-то, подбежит к маме, уткнется в колени и постепенно успокаивается. Ребенок учится регулировать свое состояние и свои потребности через спокойных, эмпатичных и устойчивых взрослых.

А если мама сама в панике? Ребенок выучивает именно такой способ реагирования на внешние раздражители. И тогда он не может сформировать свою устойчивую саморегуляцию. Она остается вегетативной, т е, младенческой. Всем телом: краснеем, синеем и теряем сознание. Сердце колотится, возникает паника. Поднимается АД, холодный пот, понос и страх смерти. Всё так, как будто нам 4-7 месяцев и мы остались без помощи в дискомфортной среде.

Может ли взрослый человек научиться регулировать свои вегетативные проявления? Читайте в статье Натальи Терещенко в октябрьском номере «Психологии эффективной жизни». Подпишитесь — это бесплатно — и журнал придет вам на почту 1 октября.