Это первая версия поста. Вторая, актуальная, находится в моём нынешнем блоге: https://sovinfo.org/blog/all/muzykalny-teatr-pereehal/. Спустя два года я полностью переработал материал, так что эту можно не читать. Но оставляю для истории.
В воскресенье мы с женой ходили на концерт «Чарующие мелодии японских аниме». Точнее — ехали на троллейбусе. И вот скоро уже должны миновать Иерусалимский парк, подходим к выходу, а троллейбус проезжает павильон. Мы говорим, остановись, мол. А водитель: остановку перенесли ниже по Седова.
Выяснилось: действительно, остановку перенесли три недели назад, но про это нет никакой информации.
Если бы мы жили в европах или хотя бы в столицах, то такой ситуации бы не было. Там уже разобрались, что к людям нужно относиться с уважением. На остановках предусмотрено место для временных объявлений местного департамента транспорта, в информаторах в салонах говорят о том, что случилось и что делать.
Но у нас администрация и перевозчик не считают это нужным.
Тогда мы с Денисом Бражниковым вчера распечатали объявлений (уважение и забота). Денис — водитель троллейбуса, поэтому быстро распространил объявления в нескольких десятках машин (через остановку проходит 4 маршрута троллейбуса), а ещё — добрался до трёх остановочных пунктов и повесил объявления на каждый из них.
Текста было мало, печатали на А5 формате. Подписывались как департамент транспорта (думаю, они не обидятся — мы же делали их работу). Но хотя всё завёрстано было аккуратно, но дворники решили, что это всё не нужно людям. Объявление на фото пережило только ночь.
Если вы живёте там рядом и у вас есть принтер, то распечатайте и повесьте, пожалуйста, новое, вот ПДФ.
Но то, что людям не рассказали о переносе остановки, это полбеды.
Остановку не нужно было переносить вообще, сейчас объясню почему.
Что стало хуже
1. Изменилось расстояние между остановками
Остановки в городе должны размещаться не где попало, есть снип (СП 42.13330.2016. Сеть общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения), и он мне кажется вполне рациональным. Посмотрите:
Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м; указанное расстояние следует уменьшать в климатических подрайонах IА, IБ, IГ и IIА до 300 м, а в климатическом подрайоне IД и IV климатическом районе до 400 м.
В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных и коммунально-складских зонах — не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта — не более 800 м от главного входа.
В условиях сложного рельефа, при отсутствии специального подъёмного пассажирского транспорта указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.
Примечание. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена в больших, крупных и крупнейших городах до 600 м, в малых и средних — до 800 м.
Иркутск относится, судя по всему, к району 1Д (данные о среднемесячных температурах из Википедии).
Де-юре с транспортной доступностью в этой части города нормально, посмотрите, я нанёс окружности радиусом в 400 м и они покрывают всю площадь.
Но де-факто это не совсем так. На фрагменте местности со скриншота выше есть зоны, в которых до остановки 400 м, только это остановка позволяет доехать лишь в одну сторону, — напротив этого павильона нет второго, чтобы доехать оттуда в обратную.
Чисто математически если посчитать, то выходит, что если до ближайшей остановки в нужную сторону должно быть не более 400 м, то между остановками по одной стороне дороги должно быть не более 800 м.
Давайте посмотрим, какой длины перегоны до и после обсуждаемой остановки при движении в сторону центра (фрагмент Омулевского — Усадьба Сукачёва — Эталон — Театр кукол — Музыкальный театр — Ленина — Художественный музей — Сухэ-Батора):
Было: 650 — 700 — 450 — 650 — 700 — 750 — 550 м
Стало: 650 — 700 — 450 — 950 — 400 — 750 — 550 м
Как видно, раньше остановки были более-менее равномерно размещены и все находились в пределах законного и комфортного для людей расстояния. Теперь же перегоны стали неравномерными и один из них выпадает из удобного расстояния.
2. Пострадали маломобильные
Как видно из стандарта, от остановки до входа в театр должно быть не более 250 м. Оба варианта размещения соответствуют этой задаче.
Только если раньше вход в театр находился почти в одном уровне с остановкой — там была небольшая лестница из нескольких ступенек и полноценный удобный пандус с малым углом наклона, то теперь подняться маломобильным людям очень сложно.
У меня сейчас не было возможности выбраться на место для этой фотографии, поэтому я взял скриншот панорам Яндекса.
Пожилому человеку сложно подниматься, потому что за эти перила (если этот декоративный бордюр вообще можно классифицировать как перила) неудобно браться. А когда дождь или гололёд, то держаться за что-то нужно. На этой лестнице нет никакого пандуса, поэтому — что там говорить про инвалидные коляски, мамам с обычными колясками на этот пик Культуры не подняться.
В 2018 году много слов говорили о восстановлении Иерусалимского мемориального парка. Правильных и неправильных, разных. Но вот только этим парком сейчас маломобильным людям тоже стало пользоваться не так удобно.
3. Стало хуже студентам
Кроме музыкального театра и Иерусалимского парка, есть ещё одна точка притяжения — Байкальский институт управления. И в него тоже, как и в театр, каждый день ходят сотни людей. Теперь им идти на 300 м дальше.
4. Изменили транспортное поведение
Иркутская маршрутная сеть несовершенна, есть глобальные проблемы (дублирующиеся маршруты, с которыми администрация не может ничего поделать), есть локальные (остановочные пункты не там, где нужно, людям неудобно пересаживаться).
Раньше льготники и маломобильные, когда добирались в сторону Солнечного с Советской, часто доезжали на троллейбусе 4 до Музыкального театра, там быстро пересекали дорогу по переходу без светофора и садились на один из трёх маршрутов, которые едут в сторону плотины.
Они это делали, потому что пересаживаться на Театре кукол неудобно. Нужно пройти 150 м и один светофор.
Об этом проектировщики не думали. И даже не знали о таком сценарии. Потому что хорошо проектировать что-то, сидя в тёплом кабинете и добираясь домой на личной машине. Негоже о черни думать. Но если бы это была настоящая работа, тогда нужно было бы не просто снять какие-то статистические данные на остановке, перенос которой задумывался, а следовало поговорить с водителями троллейбуса, понаблюдать за пассажирами.
5. Убрали переход
Когда я писал в администрацию, чтобы нарисовали ещё одну зебру на пересечении Красноказачьей и Трудовых резервов, мне сказали, что это нерационально.
Там типичная ситуация с П-образным пешеходным переходом: прямо пройти ПДД разрешают, но только машины не пропускают: зебра-то не нарисована. Поэтому вместо 20 метров приходится проходить 60. Это же так рационально, да, проектировщики администрации? Это вам кто сказал? Пожилые люди, которым нужно трижды пересечь дорогу вместо одного раза? Мамы с колясками, обожающие прыгать по бордюрам?
Но зачем усложнять жизнь в три раза, когда можно усложнить её в десять!
Если раньше дорогу можно было пересечь сразу и без светофора, то теперь нужно пройти расстояние в десять раз большее, пересечь проезжую часть четыре раза. И везде отстоять на светофорах: они загораются одновременно и сложно перейти дорогу напрямую за то время, пока горит зелёный. Тем более что сейчас там всё загорожено вредными заборами.
Конечно, здорово, что нарисовали переходы через 25 Октября и Кожова — они были нужны давным-давно. Но вот этот переход убрали — чтобы что?
С другой стороны ближайший наземный переход (через мост маломобильные ходить не будут) — аж на пересечении с Тимирязева. И он тоже П-образный.
Разумеется, люди сейчас переходят дорогу прямо там, где вышли из троллейбуса. Они и раньше перебегали дорогу. Только раньше делали это не пешеходы, а сами водители (те самые, которые в других ситуациях не любят перебегающих дорогу пешеходов). А что делать — если парковка тут, а ближайшие наземные переходы — в полукилометре в каждую сторону?
Подробнее о недопустимости надземных и подземных переходов в современном городе:
— поинтерактивнее,
— покороче.
6. Появился карман
На новой остановке появился карман. В городе они не нужны и только вредят. Конечно, Констанд Артёмович из управления архитектуры или любой гаец-старлей могут сколько угодно говорить о том, что есть гост, но этот гост, на который ссылается он и ребята из ГИ(Б)ДД, действует для загородных трасс.
Троллейбус не может подъехать к бордюру вплотную, чем увеличивает время посадки и высадки, ему легко заехать в карман, но сложно из него выбраться: машины не всегда сразу пропускают. Даже если предположить, что карман нужен, его геометрия и глубина реализованы из рук вон плохо, без понимания того, как двигается поток.
О том, как карманы помогают образовывать пробки, снижают скорость движения и комфорт пассажиров, уже писал Аркадий Гершман (пост побольше и поменьше), не буду повторяться. Те, кто думает, что всё как раз наоборот — посмотрите аргументы и критически отнеситесь к тому, что думали раньше. Ну и с новым знанием понаблюдайте за практикой на дорогах.
7. Нет павильона
На старой остановке был павильон. Плохой, но был. Возможно, здесь тоже появится (скорее всего — тоже плохой, в Иркутске я пока не видел ни одного хорошего, если у вас есть другая информация, скажите, куда нужно приехать удивляться).
Но пока тоже минус.
Что стало лучше
Понятия не имею. Никаких идей. Ноль, зеро, пусто.
Положим, у администрации и не было задачи сделать людям удобнее и лучше. Предположим, что это пресловутая борьба с пробками. Но почему они решили, что это поможет борьбе с пробками?
Но перед тем как что-нибудь изменить, нужно выдвинуть гипотезу: чтобы получить такой-то результат, мы сделаем то-то.
Может быть, гипотезу и выдвинули. Только для того, чтобы всё было честь по чести, нужно сделать ещё кое-что: измерения.
В начале нужно было снять показатели (чем больше, тем лучше). Например:
1. Посчитать количество людей, переходящих улицу Седова в этом месте.
2. Посчитать пешеходов, которые поднимаются в горку, чтобы сесть на троллейбус (по этой стороне ходит и один маршрут автобуса, но редко, поэтому я в тексте им пренебрегаю).
3. Посчитать количество единиц личного и общественного транспорта, рассчитать провозную способность (сколько людей проезжает на каждом типе транспорта).
4. Посмотреть на пробки.
И потом измерить те же самые показатели через некоторое время после изменения.
Ситуация изменилась в лучшую сторону — молодцы, давайте ещё чего-то улучшать. Ситуация не изменилась? Продолжайте наблюдения, чтобы хоть как-то оправдать материальные затраты. Стало хуже — возвращайте всё назад.
Иногда достаточно и мысленного эксперимента, как это выше по тексту сделал я. Но пока у нас в городе главный архитектор и начальник департамента транспорта перемещаются на служебных или личных автомобилях, а не на общественном транспорте, никакого понимания транспортного поведения клиентов общественного транспорта в Иркутске не появится.
Можно самим не ездить (я понимаю, сеть неоптимизированная, подвижной состав старый, остановки в неудобных местах). Но тогда обращайтесь к экспертам — в Транспортную лабораторию при Политехе, например. Ну или к каким-то другим экспертам, без учёных степеней, но которые изучают этот вопрос по книгам, статьям, посещают профильные конференции.
Пешеходов и машины я, конечно, считать не вышел. Но вот по пробкам на этом участке обычно такая ситуация.
Посмотрите сами на этот участок на Яндексе или в гифке, что я записал.
Если же что-то делать по методике «меткого японского стрелка», то это не делает чести чиновникам.
Один из лучших стрелков из лука в Японии однажды проходил через одну деревню. И увидел, что кто-то стрелял из лука в мишень, и все стрелы попадали точно в цель. Рассматривая результаты стрельбы неизвестного стрелка, лучший мастер понял, что он не лучший. Достав меч для харакири, он хотел покончить с собой. Но местные жители сказали, что это стрелял местный дурачок. Он сначала стреляет, а потом вокруг стрел рисует цель.
Легко отчитываться о показателях, которые невозможно сравнить с исходными данными.
Плохие новости
Вы когда-нибудь слышали, чтобы администрация города признавала свои ошибки и принимала какие-то меры в связи с этим? Если исключить послевыборный период, когда новая команда немножко поливает грязью дела предыдущей команды, чтобы сразу немножко подрасти в глазах народа до тех пор, пока не завершат сами чего-то нового.
Вот я не припомню (если ошибаюсь, приведите примеры обратного).
Поэтому остановку, думаю, никто назад не вернёт. Это, конечно, стыд и позорище, но такова реальность. Даже если накосячит один департамент, другой будет его прикрывать и оправдывать до последнего — круговая порука. Но это до перевыборов, а там, может быть, что-то и поменяется.
Тем не менее давайте попробуем. Если у вас есть кто-то в руководящем составе Музыкального театра или БИУ — покажите им этот пост и попросите отправить официальное письмо в администрацию с просьбой вернуть остановку на прежнее место. Берите мои аргументы, дополняйте своими.
Если вы представитель общественной организации — Общественная палата, общество инвалидов, объединение молодых мам или что угодно ещё — сделайте то же самое.
Если вы обычный гражданин, то тоже сделайте это. Чем больше будет обращений, тем лучше. Может быть, не получится вернуть в этот раз, но, может быть, в будущий раз ребята из мэрии лишний раз подумают. И спросят кого надо.
Обращение можно отправить обычным или заказным письмом в администрацию. Комитет можно даже не указывать: они сами разберутся, кому это передать.
Можно воспользоваться официальной виртуальной приёмной (указывайте реальные адрес и имя).
Ещё есть новая платформа Я Иркутянин, возможно, она тоже работает (но я уже получаю сообщения о том, что мэрия пишет отписки или даже лжесвидетельствует, что дело сделано, а по факту — всё остаётся как прежде).
Можно попробовать отправить обращение через Красивый Иркутск, но администрация иногда не принимает обращения через этот сайт.
Нужно требовать переноса остановки на предыдущее место и возвращения пешеходного перехода.
Апдейт
В Фёдор-чат участники принесли ссылку на июльскую статью Ирк.ру с комментарием представителя администрации. Обоснование этой работы у него очень так себе, смотрите сами, что говорит Андрей Пономарёв, начальник департамента дорожной деятельности:
— Федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» направлен, в первую очередь, на обеспечение безопасности дорожного движения, на устранение очагов аварийности по городу. Данный участок у нас всегда был сложным для проезда, кроме того, на нерегулируемом пешеходном переходе происходили ДТП с пострадавшими. Данная реконструкция снимет этот вопрос.
Это всё общие слова, за которые можно и не отвечать. Я, когда буду писать официальное обращение в администрацию, запрошу у них вот какие данные (у них же есть, они же на что-то опирались):
— Сколько ДТП было в год?
— Какого рода были ДТП (какая тяжесть, сколько раненых, погибших среди пешеходов, водителей, велосипедистов)?
— По чьей вине были ДТП?
— Какие ещё способы снизить ДТП рассматривались и почему их не приняли (особенно интересует, почему ДТП никуда не денутся после установки светофоров и почему отвергли принятые в прошлом августе предложения Минстроя о хорошо зарекомендовавших себя способах успокоения трафика)?
— Какие прогнозы по ДТП ожидаете на этом участке и на новом месте остановки?
———
☉
Если вам понравилось, что я делаю, поддержите меня рублём. Ещё что-то проанализирую.
Подписывайтесь тут или на канал в Телеграме. Пишу раз в несколько дней, без спама и пока без рекламы.