Найти тему
Человек-Фёдор

Музтеатр переехал

Это первая версия поста. Вторая, актуальная, находится в моём нынешнем блоге: https://sovinfo.org/blog/all/muzykalny-teatr-pereehal/. Спустя два года я полностью переработал материал, так что эту можно не читать. Но оставляю для истории.

В воскресенье мы с женой ходили на концерт «Чарующие мелодии японских аниме». Точнее — ехали на троллейбусе. И вот скоро уже должны миновать Иерусалимский парк, подходим к выходу, а троллейбус проезжает павильон. Мы говорим, остановись, мол. А водитель: остановку перенесли ниже по Седова.

Выяснилось: действительно, остановку перенесли три недели назад, но про это нет никакой информации.

Если бы мы жили в европах или хотя бы в столицах, то такой ситуации бы не было. Там уже разобрались, что к людям нужно относиться с уважением. На остановках предусмотрено место для временных объявлений местного департамента транспорта, в информаторах в салонах говорят о том, что случилось и что делать.

Но у нас администрация и перевозчик не считают это нужным.

Тогда мы с Денисом Бражниковым вчера распечатали объявлений (уважение и забота). Денис — водитель троллейбуса, поэтому быстро распространил объявления в нескольких десятках машин (через остановку проходит 4 маршрута троллейбуса), а ещё — добрался до трёх остановочных пунктов и повесил объявления на каждый из них.

Текст немного меняется в зависимости от места размещения
Текст немного меняется в зависимости от места размещения
Одно из объявлений
Одно из объявлений

Текста было мало, печатали на А5 формате. Подписывались как департамент транспорта (думаю, они не обидятся — мы же делали их работу). Но хотя всё завёрстано было аккуратно, но дворники решили, что это всё не нужно людям. Объявление на фото пережило только ночь.

Если вы живёте там рядом и у вас есть принтер, то распечатайте и повесьте, пожалуйста, новое, вот ПДФ.

Но то, что людям не рассказали о переносе остановки, это полбеды.

Остановку не нужно было переносить вообще, сейчас объясню почему.

Что стало хуже

1. Изменилось расстояние между остановками

Остановки в городе должны размещаться не где попало, есть снип (СП 42.13330.2016. Сеть общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения), и он мне кажется вполне рациональным. Посмотрите:

Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м; указанное расстояние следует уменьшать в климатических подрайонах IА, IБ, IГ и IIА до 300 м, а в климатическом подрайоне IД и IV климатическом районе до 400 м.
В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных и коммунально-складских зонах — не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта — не более 800 м от главного входа.
В условиях сложного рельефа, при отсутствии специального подъёмного пассажирского транспорта указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.
Примечание. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена в больших, крупных и крупнейших городах до 600 м, в малых и средних — до 800 м.

Иркутск относится, судя по всему, к району 1Д (данные о среднемесячных температурах из Википедии).

Классификация климатических районов
Классификация климатических районов

Де-юре с транспортной доступностью в этой части города нормально, посмотрите, я нанёс окружности радиусом в 400 м и они покрывают всю площадь.

Слева и сверху с транспортной доступностью всё нормально, просто остановки, обеспечивающие её, не видны на карте.
Слева и сверху с транспортной доступностью всё нормально, просто остановки, обеспечивающие её, не видны на карте.

Но де-факто это не совсем так. На фрагменте местности со скриншота выше есть зоны, в которых до остановки 400 м, только это остановка позволяет доехать лишь в одну сторону, — напротив этого павильона нет второго, чтобы доехать оттуда в обратную.

Чисто математически если посчитать, то выходит, что если до ближайшей остановки в нужную сторону должно быть не более 400 м, то между остановками по одной стороне дороги должно быть не более 800 м.

Давайте посмотрим, какой длины перегоны до и после обсуждаемой остановки при движении в сторону центра (фрагмент Омулевского — Усадьба Сукачёва — Эталон — Театр кукол — Музыкальный театр — Ленина — Художественный музей — Сухэ-Батора):

Было: 650 — 700 — 450 — 650 — 700 — 750 — 550 м

Стало: 650 — 700 — 450 — 950 — 400 — 750 — 550 м

Как видно, раньше остановки были более-менее равномерно размещены и все находились в пределах законного и комфортного для людей расстояния. Теперь же перегоны стали неравномерными и один из них выпадает из удобного расстояния.

2. Пострадали маломобильные

Как видно из стандарта, от остановки до входа в театр должно быть не более 250 м. Оба варианта размещения соответствуют этой задаче.

Только если раньше вход в театр находился почти в одном уровне с остановкой — там была небольшая лестница из нескольких ступенек и полноценный удобный пандус с малым углом наклона, то теперь подняться маломобильным людям очень сложно.

-5
У меня сейчас не было возможности выбраться на место для этой фотографии, поэтому я взял скриншот панорам Яндекса.

Пожилому человеку сложно подниматься, потому что за эти перила (если этот декоративный бордюр вообще можно классифицировать как перила) неудобно браться. А когда дождь или гололёд, то держаться за что-то нужно. На этой лестнице нет никакого пандуса, поэтому — что там говорить про инвалидные коляски, мамам с обычными колясками на этот пик Культуры не подняться.

В 2018 году много слов говорили о восстановлении Иерусалимского мемориального парка. Правильных и неправильных, разных. Но вот только этим парком сейчас маломобильным людям тоже стало пользоваться не так удобно.

3. Стало хуже студентам

Кроме музыкального театра и Иерусалимского парка, есть ещё одна точка притяжения — Байкальский институт управления. И в него тоже, как и в театр, каждый день ходят сотни людей. Теперь им идти на 300 м дальше.

4. Изменили транспортное поведение

Иркутская маршрутная сеть несовершенна, есть глобальные проблемы (дублирующиеся маршруты, с которыми администрация не может ничего поделать), есть локальные (остановочные пункты не там, где нужно, людям неудобно пересаживаться).

Раньше льготники и маломобильные, когда добирались в сторону Солнечного с Советской, часто доезжали на троллейбусе 4 до Музыкального театра, там быстро пересекали дорогу по переходу без светофора и садились на один из трёх маршрутов, которые едут в сторону плотины.

Они это делали, потому что пересаживаться на Театре кукол неудобно. Нужно пройти 150 м и один светофор.

Конечно, нужно перепроектировать и узел у Театра кукол — нет остановки  для транспорта, что идёт в сторону Советской
Конечно, нужно перепроектировать и узел у Театра кукол — нет остановки для транспорта, что идёт в сторону Советской

Об этом проектировщики не думали. И даже не знали о таком сценарии. Потому что хорошо проектировать что-то, сидя в тёплом кабинете и добираясь домой на личной машине. Негоже о черни думать. Но если бы это была настоящая работа, тогда нужно было бы не просто снять какие-то статистические данные на остановке, перенос которой задумывался, а следовало поговорить с водителями троллейбуса, понаблюдать за пассажирами.

5. Убрали переход

Когда я писал в администрацию, чтобы нарисовали ещё одну зебру на пересечении Красноказачьей и Трудовых резервов, мне сказали, что это нерационально.
Там типичная ситуация с П-образным пешеходным переходом: прямо пройти ПДД разрешают, но только машины не пропускают: зебра-то не нарисована. Поэтому вместо 20 метров приходится проходить 60. Это же так рационально, да, проектировщики администрации? Это вам кто сказал? Пожилые люди, которым нужно трижды пересечь дорогу вместо одного раза? Мамы с колясками, обожающие прыгать по бордюрам?

Но зачем усложнять жизнь в три раза, когда можно усложнить её в десять!

20 м против 200
20 м против 200

Если раньше дорогу можно было пересечь сразу и без светофора, то теперь нужно пройти расстояние в десять раз большее, пересечь проезжую часть четыре раза. И везде отстоять на светофорах: они загораются одновременно и сложно перейти дорогу напрямую за то время, пока горит зелёный. Тем более что сейчас там всё загорожено вредными заборами.

Конечно, здорово, что нарисовали переходы через 25 Октября и Кожова — они были нужны давным-давно. Но вот этот переход убрали — чтобы что?

С другой стороны ближайший наземный переход (через мост маломобильные ходить не будут) — аж на пересечении с Тимирязева. И он тоже П-образный.

Тут всё организовано тупо, хотя физические островки безопасности и канализирующие потоки решили бы вопрос безопасности для пешеходов и водителей на этом сложном перекрёстке
Тут всё организовано тупо, хотя физические островки безопасности и канализирующие потоки решили бы вопрос безопасности для пешеходов и водителей на этом сложном перекрёстке

Разумеется, люди сейчас переходят дорогу прямо там, где вышли из троллейбуса. Они и раньше перебегали дорогу. Только раньше делали это не пешеходы, а сами водители (те самые, которые в других ситуациях не любят перебегающих дорогу пешеходов). А что делать — если парковка тут, а ближайшие наземные переходы — в полукилометре в каждую сторону?

Обратите внимание, в кармане уже паркуется частный транспорт
Обратите внимание, в кармане уже паркуется частный транспорт
Подробнее о недопустимости надземных и подземных переходов в современном городе:
— поинтерактивнее,
— покороче.

6. Появился карман

На новой остановке появился карман. В городе они не нужны и только вредят. Конечно, Констанд Артёмович из управления архитектуры или любой гаец-старлей могут сколько угодно говорить о том, что есть гост, но этот гост, на который ссылается он и ребята из ГИ(Б)ДД, действует для загородных трасс.

Троллейбус не может подъехать к бордюру вплотную, чем увеличивает время посадки и высадки, ему легко заехать в карман, но сложно из него выбраться: машины не всегда сразу пропускают. Даже если предположить, что карман нужен, его геометрия и глубина реализованы из рук вон плохо, без понимания того, как двигается поток.

Вредный карман
Вредный карман
О том, как карманы помогают образовывать пробки, снижают скорость движения и комфорт пассажиров, уже писал Аркадий Гершман (пост побольше и поменьше), не буду повторяться. Те, кто думает, что всё как раз наоборот — посмотрите аргументы и критически отнеситесь к тому, что думали раньше. Ну и с новым знанием понаблюдайте за практикой на дорогах.

7. Нет павильона

На старой остановке был павильон. Плохой, но был. Возможно, здесь тоже появится (скорее всего — тоже плохой, в Иркутске я пока не видел ни одного хорошего, если у вас есть другая информация, скажите, куда нужно приехать удивляться).

Но пока тоже минус.

Что стало лучше

Понятия не имею. Никаких идей. Ноль, зеро, пусто.

Положим, у администрации и не было задачи сделать людям удобнее и лучше. Предположим, что это пресловутая борьба с пробками. Но почему они решили, что это поможет борьбе с пробками?

Но перед тем как что-нибудь изменить, нужно выдвинуть гипотезу: чтобы получить такой-то результат, мы сделаем то-то.

Может быть, гипотезу и выдвинули. Только для того, чтобы всё было честь по чести, нужно сделать ещё кое-что: измерения.

В начале нужно было снять показатели (чем больше, тем лучше). Например:

1. Посчитать количество людей, переходящих улицу Седова в этом месте.
2. Посчитать пешеходов, которые поднимаются в горку, чтобы сесть на троллейбус (по этой стороне ходит и один маршрут автобуса, но редко, поэтому я в тексте им пренебрегаю).
3. Посчитать количество единиц личного и общественного транспорта, рассчитать провозную способность (сколько людей проезжает на каждом типе транспорта).
4. Посмотреть на пробки.

И потом измерить те же самые показатели через некоторое время после изменения.

Ситуация изменилась в лучшую сторону — молодцы, давайте ещё чего-то улучшать. Ситуация не изменилась? Продолжайте наблюдения, чтобы хоть как-то оправдать материальные затраты. Стало хуже — возвращайте всё назад.

Иногда достаточно и мысленного эксперимента, как это выше по тексту сделал я. Но пока у нас в городе главный архитектор и начальник департамента транспорта перемещаются на служебных или личных автомобилях, а не на общественном транспорте, никакого понимания транспортного поведения клиентов общественного транспорта в Иркутске не появится.

Можно самим не ездить (я понимаю, сеть неоптимизированная, подвижной состав старый, остановки в неудобных местах). Но тогда обращайтесь к экспертам — в Транспортную лабораторию при Политехе, например. Ну или к каким-то другим экспертам, без учёных степеней, но которые изучают этот вопрос по книгам, статьям, посещают профильные конференции.

Пешеходов и машины я, конечно, считать не вышел. Но вот по пробкам на этом участке обычно такая ситуация.

Пробок тут не бывает
Пробок тут не бывает

Посмотрите сами на этот участок на Яндексе или в гифке, что я записал.

Если же что-то делать по методике «меткого японского стрелка», то это не делает чести чиновникам.

Один из лучших стрелков из лука в Японии однажды проходил через одну деревню. И увидел, что кто-то стрелял из лука в мишень, и все стрелы попадали точно в цель. Рассматривая результаты стрельбы неизвестного стрелка, лучший мастер понял, что он не лучший. Достав меч для харакири, он хотел покончить с собой. Но местные жители сказали, что это стрелял местный дурачок. Он сначала стреляет, а потом вокруг стрел рисует цель.

Легко отчитываться о показателях, которые невозможно сравнить с исходными данными.

Плохие новости

Вы когда-нибудь слышали, чтобы администрация города признавала свои ошибки и принимала какие-то меры в связи с этим? Если исключить послевыборный период, когда новая команда немножко поливает грязью дела предыдущей команды, чтобы сразу немножко подрасти в глазах народа до тех пор, пока не завершат сами чего-то нового.

Вот я не припомню (если ошибаюсь, приведите примеры обратного).

Поэтому остановку, думаю, никто назад не вернёт. Это, конечно, стыд и позорище, но такова реальность. Даже если накосячит один департамент, другой будет его прикрывать и оправдывать до последнего — круговая порука. Но это до перевыборов, а там, может быть, что-то и поменяется.

Тем не менее давайте попробуем. Если у вас есть кто-то в руководящем составе Музыкального театра или БИУ — покажите им этот пост и попросите отправить официальное письмо в администрацию с просьбой вернуть остановку на прежнее место. Берите мои аргументы, дополняйте своими.

Если вы представитель общественной организации — Общественная палата, общество инвалидов, объединение молодых мам или что угодно ещё — сделайте то же самое.

Если вы обычный гражданин, то тоже сделайте это. Чем больше будет обращений, тем лучше. Может быть, не получится вернуть в этот раз, но, может быть, в будущий раз ребята из мэрии лишний раз подумают. И спросят кого надо.

Обращение можно отправить обычным или заказным письмом в администрацию. Комитет можно даже не указывать: они сами разберутся, кому это передать.

Можно воспользоваться официальной виртуальной приёмной (указывайте реальные адрес и имя).

Ещё есть новая платформа Я Иркутянин, возможно, она тоже работает (но я уже получаю сообщения о том, что мэрия пишет отписки или даже лжесвидетельствует, что дело сделано, а по факту — всё остаётся как прежде).

Можно попробовать отправить обращение через Красивый Иркутск, но администрация иногда не принимает обращения через этот сайт.

Нужно требовать переноса остановки на предыдущее место и возвращения пешеходного перехода.

Апдейт

В Фёдор-чат участники принесли ссылку на июльскую статью Ирк.ру с комментарием представителя администрации. Обоснование этой работы у него очень так себе, смотрите сами, что говорит Андрей Пономарёв, начальник департамента дорожной деятельности:

— Федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» направлен, в первую очередь, на обеспечение безопасности дорожного движения, на устранение очагов аварийности по городу. Данный участок у нас всегда был сложным для проезда, кроме того, на нерегулируемом пешеходном переходе происходили ДТП с пострадавшими. Данная реконструкция снимет этот вопрос.

Это всё общие слова, за которые можно и не отвечать. Я, когда буду писать официальное обращение в администрацию, запрошу у них вот какие данные (у них же есть, они же на что-то опирались):
— Сколько ДТП было в год?
— Какого рода были ДТП (какая тяжесть, сколько раненых, погибших среди пешеходов, водителей, велосипедистов)?
— По чьей вине были ДТП?
— Какие ещё способы снизить ДТП рассматривались и почему их не приняли (особенно интересует, почему ДТП никуда не денутся после установки светофоров и почему отвергли принятые в прошлом августе предложения Минстроя о хорошо зарекомендовавших себя способах успокоения трафика)?
— Какие прогнозы по ДТП ожидаете на этом участке и на новом месте остановки?

———

Если вам понравилось, что я делаю, поддержите меня рублём. Ещё что-то проанализирую.
Подписывайтесь тут или на канал в Телеграме. Пишу раз в несколько дней, без спама и пока без рекламы.