Найти тему
Основной аэродром

CH-1 Skyhook — несбывшаяся вертолётная мечта

Когда мы слышим “Cessna”, то сразу на ум приходят небольшие лёгкие самолёты. Одномоторники Cessna широко используются во всём мире. А модель Cessna 172 Skyhawk даже стала самым массовым самолётом в истории авиации — всего выпущено более 44 000 экземпляров. Но мало кто знает, что компания предпринимала попытки наладить производство вертолётов.

Cessna 172 Skyhawk. Фото: commons.wikimedia.org
Cessna 172 Skyhawk. Фото: commons.wikimedia.org

На фоне растущего интереса к винтокрылым машинам руководство Cessna задумалось о том, чтобы выйти и на этот рынок тоже. Cвоего опыта в этой сфере у инженеров компании не было, а время поджимало. Решение было простым — в марте 1952 года приобретается компания Seibel Helicopter Company. Спустя два месяца конструкторы начали работы над проектом первого вертолёта компании, получившего обозначение Cessna CH-1 Skyhook.

Вместе с Seibel Helicopter Company были приобретены и её проекты. Вертолёты Seibel S-3 и S-4 и стали основной для CH-1 Skyhook. S-3 выполнил первый полёт в 1947 году и был экспериментальной моделью. А вот его наследник S-4, поднявшийся в воздух в 1949 году, уже заинтересовал военных и выпускался малой серией для армии США.

Seibel YH-24 — армейская модификация вертолёта Seibel S-4. Фото: generalaviationnews.com
Seibel YH-24 — армейская модификация вертолёта Seibel S-4. Фото: generalaviationnews.com

Работы продвигались быстро и уже в 1952 году первый полёт совершил двухместный прототип. Фактически это был испытательный стенд для обкатки конструкции. На нём были выполнены лётные испытания, включая полёт на высоте 3000 метров. Результаты этих испытаний позволили внести коррективы в проект на ранних стадиях и избежать проблем уже непосредственно с прототипом CH-1.

Испытательный стенд CH1-1. Фото: collectair.org
Испытательный стенд CH1-1. Фото: collectair.org

Предсерийный же вариант CH-1A взлетел в начале 1954 года. Как и планировалось по проекту, он был рассчитан на перевозку 4 человек — 2 пилотов и 2 пассажиров. Внешне новый вертолёт очень напоминал самолёты Cessna — формой носовой части и кабины. Особенностью Skyhook стало размещение двигателя в передней части. Это обеспечивало хорошую центровку машины и упрощало доступ техникам для обслуживания. Вращение на винт передавалось через специальную трансмиссию.

Cessna CH-1A Skyhook. Проекции. Фото: журнал Aviation Historian №03
Cessna CH-1A Skyhook. Проекции. Фото: журнал Aviation Historian №03

Конструктивно CH-1A был классическим вертолётом с несущим двухлопастным винтом и рулевым хвостовым винтом. Двигатель Continental FSO-526-A обеспечивал мощность в 270 лошадиных сил и позволял Skyhook развить скорость в 174 км/ч. Дальность полёта составляла 418 километров или же 5 часов. Рабочая высота — 2400 метров. Для упрощения шасси реализовали в виде неубираемых лыж.

Кабина Cessna CH-1A Skyhook. Фото: журнал Aviation Week and Space Technology, 17 октября 1960 года
Кабина Cessna CH-1A Skyhook. Фото: журнал Aviation Week and Space Technology, 17 октября 1960 года
Cessna CH-1A Skyhook. Фото: airwar.ru
Cessna CH-1A Skyhook. Фото: airwar.ru

После успешных испытаний Cessna CH-1A Skyhook в 1956 году получил сертификат лётной годности. В этом же году на заводах компании начали подготовку к серийному производству вертолёта. В конструкцию были внесены небольшие изменения, в основном направленные на увеличение стабильности полёта и улучшения охлаждения двигателя. Это должно было повысить привлекательность Skyhook на рынке.

Cessna CH-1 Skyhook в полёте. Фото: vtol.org
Cessna CH-1 Skyhook в полёте. Фото: vtol.org

Cessna позиционировала CH-1A Skyhook как идеальный вертолёт для частного использования. Как и самолёты компании, он был лёгок в управлении, достаточно вместителен и комфортабелен. Словом — отличный выбор для семейных путешествий или часто летающих на небольшие расстояния бизнесменов. На это делался акцент в рекламе вертолёта в различных авиационных журналах.

Cessna CH-1 Skyhook. Фотография для рекламы. Фото: collectair.org
Cessna CH-1 Skyhook. Фотография для рекламы. Фото: collectair.org

При этом CH-1A участвовал и в конкурсе для армейских вертолётов. Военные контракты всегда были лакомым кусочком для авиапроизводителей и Cessna не могла пройти мимо. Для этого вертолёт был оборудован более мощным двигателем Continental O-526 и получил обозначение YH-41A Seneca.

10 экземпляров YH-1A были приобретены армией США в 1957 году с целью проведения испытаний для возможного заключения полноценного контракта. Кроме этого, 4 вертолёта приобрели ВВС Эквадора и 5 отправились служить в армии Ирана. Военные использовали машину во вспомогательных частях, в качестве спасательного или санитарного вертолёта.

Cessna YH-41A Seneca в полёте. Фото: журнал Aviation Historian №03
Cessna YH-41A Seneca в полёте. Фото: журнал Aviation Historian №03

Небольшой Skyhook поставил несколько больших рекордов:

  • в 1955 году — рекорд скорости 196 км/ч на высоте 4572 метра;
  • в 1957 году — рекорд высоты полёта 9144 метров.

Успешной и долгой карьеры у Cessna CH-1 Skyhook не получилось. Особой популярностью вертолёт не пользовался. По словам представителей Cessna, рынок малой авиации ещё не был готов к такому типу летательных аппаратов. Другая же версия гласит, что у вертолёта были большие проблемы со сложной трансмиссией. В декабре 1962 года производство CH-1 было прекращено. Всего было выпущено 50 вертолётов различных модификаций. Большая часть из них позже будет выкуплена и разобрана производителем. Сохранился только один экземпляр YH-41A Seneca.

CH-1 Skyhook в полёте. Фото: Mike Ody Collection via George Trussell
CH-1 Skyhook в полёте. Фото: Mike Ody Collection via George Trussell

Не всегда смелые технические решения дают результат. И Cessna CH-1 Skyhook тому хорошее подтверждение. Решение разместить двигатель в носовой части сыграло с аппаратом злую шутку. В итоге рынок завоевали более простые и надёжные вертолёты, а компания Cessna продолжила заниматься тем, что у неё получается лучше всего — производить лёгкие самолёты.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Читай также: Clinogyre — как французы из самолёта делали автожир
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com