Совсем недавно я рассказывал о гараже последнего Императора России Николая Александровича, (поищите в ленте)причем я не только поведал вам о Царскосельском гараже, но и о тех автомобилях на которых ездил сам царь и его семья. Упоминал, причем не единожды, я и имя французского водителя Николая 2 Адольфа Кегресса, и именно тогда, я пообещал рассказать про него чуть подробнее. А обещать, для меня это значит - исполнять обещания.
Адольф Кегресс родился 1879 году во Франции уж не знаю где и когда он так приглянулся князу Орлову, что тот решил уступить свое место водителя Его Императорского Величества. При этом не смотря на чин прапорщика Кегресс не только получил жалование в 4500 рублей, министр получал 500, не только стал личным водителем Николая 2, но и стал заведующим Царскосельского гаража. Именно он руководил покупкой автомобилей которых там было в избытке. Впрочем, сегодня я хочу рассказать о Кегрессе инженере, навсегда вошедшем в историю как изобретатель «мягкой гусеницы» для автомобильного шасси. Дорог в России, я имею ввиду нормальных дорог с твердым покрытием, тогда, впрочем как и сейчас практически не было. И французское дарование не преминуло применить свои инженерные знания придумав некий симбиоз легкового авто и гусеничного вездехода.
Идея была на первый взгляд проста и лежала на поверхности. Дорог нет, особенно зимой, а ездить нужно, вопрос как? Нет ничего проще, достаточно приделать лыжи к передним колесам и.... а вот, что делать с задними ведущими. То ли наблюдая за санями, то ли по сметливости ума, он решил попросту снять задние колеса и установить вместо них движитель собственной конструкции да еще и на гусеничном ходу. К слову, англичане, так кичившиеся своими разработками, до конца первой мировой так и не смогли этого сделать для своих броневиков. Впрочем, сегодня не об этом. Ведь свою работу француз начал еще в 1906, когда на шасси модели FL установил дополнительную ось и цепи. Все бы ничего, ну уж слишком неуклюжей оказалась конструкция, тяжелой и неповоротливой.
В течении десяти лет ежедневных работ и экспериментов Кегресс постоянно совершенствовал конструкцию, дополнял ее и вновь испытывал. Для начала он отказывается от цепей, заменяет их на мягкие гусеницы, поначалу из сежи(фактически это специальная сеть в виде мешка для ловли рыбы), потом заменяет их на очень жесткие войлочные из верблюжей шерсти и лишь потом на мягкие из каучука. Уже в мае 1914 он получит патент на свое изобретение, а спустя полгода даже покатает Императора.
После поездки Николай II запишет в дневнике — «отправились в поездку со всеми детьми на моторах Кегресса, ездили по оврагам, болотам и полям. Нигде не застряли, не смотря на глубокий снег». Конечно же на это изобретение обратили внимание военные, и француз с энтузиазмом принялся готовить для нужд армии свое вездеходы. Он успел много, всего из ворот Царскосельского гаража выехало 11! я не оговорился именно 11 полугусеничных автомобилей, четыре Руссо-Балта(у него даже был контракт с этой российской компанией) FL, Рено и Пакард. В 1916 году за год до февральской революции в опытном порядке он даже переделал на свой лад английский броневик Остин Мк 2. К большому сожалению далее свои изыскания француз в России продолжать не захотел. После отречения Николая Александровича от престола он сбежал на одном из уникальных Делано-Бельвиль в Скандинавию, а потом и во Францию.
Талант Кегреса был замечен французами, его пригласили а работу в Ситроен, и именно на его запатентованных движителях компания совершила два своих знаменитых рейда, транс африканский «Черный» и транс азиатский «Желтый».
И по сей день его имя ассоциируется с такими движителями, такой вид гусениц именуется - «Кегрессами». Попользовались плодами его трудов и большевики, вождь мирового пролетариата очень любил Ролс Ройс с гусеницами, я его кстати видел в Горках