И только. К запланированному на среду второму, ключевому чтению поправок к закону, повышающему пенсионный возраст для большинства россиян, ни «Единая Россия», ни правительство не подготовили ни одной инициативы, которые могли бы снизить градус неприятия реформы.
Как сообщил накануне «Интерфакс», профильный комитет по труду и соцполитике отверг все дополнительные предложения депутатов. Членам комитета даже пришлось под нажимом правительства переголосовывать по вопросу льготного пенсионного возраста для северян – глава Минтруда заявил, что сохранение льготы для всех жителей Севера обойдется бюджету в 200 млрд руб. за шесть лет, а такие деньги не учтены в уже согласованном бюджете на ближайшие три года. Так что президентская льгота – повышение планки выхода на пенсию с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин – достанется только представителям малочисленных коренных народов.
Таким образом депутатам предстоит проголосовать за обещание Владимира Путина, данное им в специальном телеобращении 29 августа, повысить пенсионный возраст для женщин до 60, а не до 63 лет, как предлагало правительство. Рекомендованные к принятию поправки также включают президентское предложение снизить на три года стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию: с 45 до 42 лет для мужчин и с 40 до 37 для женщин, а также снижение возраста выхода на пенсию для многодетных матерей. А во вторник депутаты дополнительно одобрили поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие обязательные работы и штраф для работодателей, уволивших или не взявших на работу людей предпенсионного возраста.
Учитывая, что Госдума обычно не нарушает рекомендаций своего профильного комитета, можно не сомневаться, что поправки будут приняты в том виде, в каком они были внесены в парламент. Хотя, как говорят эксперты, даже эти изменения можно было бы доработать в интересах будущих пенсионеров. Например, на 2-3 года сократить возраст выхода на пенсию для мужчин, учитывая, что они живут значительно меньше женщин, а также растянуть повышение во времени, поднимая его на полгода, а не на год ежегодно.
Кроме того, наблюдателей смущают строго указанные нормы индексации пенсий на ближайшие шесть лет – в условиях экономической нестабильности они могут дать такой же непредсказуемый результат: как опережающий рост по сравнению с инфляцией, так и обесценивание пенсий со снижением коэффициента замещения. Зато из законодательства исключены нормы, которые должны определять порядок индексации страховых пенсий и расчет бюджетных трансфертов. Без них правила индексаций пенсий и трансфертов после 2024 г. будут непрозрачны, отмечает в комментарии «Ведомостям» замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.
И это откровенное «крохоборство» происходит на фоне невиданного профицита бюджета за восемь месяцев – почти 2 трлн руб., цены на нефть, которая пробила потолок в 5000 руб. за баррель при рекордном объеме добычи. Что естественным образом вызывает у сограждан сомнения по поводу необходимости повышения пенсионного возраста, равно, как и объявленного роста ставок налогов и сборов.
Сомнения есть не только у граждан, но и у экспертов. Эти сомнения оказались в центре дискуссии «Будущее пенсионной системы России», организованной на прошлой неделе Ассоциацией независимых центров экономического анализа. Основные аргументы «за» и «против» реформы высказали соответственно директор НИФИ Минфина Владимир Назаров и проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Г-н Назаров не сказал ничего нового: то, что «доля пожилых людей в России все больше, а государственные расходы на их содержание растут все быстрее» и «все развитые страны, столкнувшись со старением населения, пошли на этот шаг», мы уже не раз слышали. Как и то, что «решать проблему за счет профицитного в этом году федерального бюджета нельзя: деньги лучше зарезервировать, ведь будущее без нефти совсем не за горами». Рабочие места в экономике сокращаются, потому что их некем заполнять, и «ни о какой безработице речи быть не может», уверен Назаров.
А вот его оппонент Александр Сафонов совсем не уверен, что пенсионная реформа не закончится также, как как монетизация льгот в 2005 г., т. е. протестами. А итоговые обязательства правительства, вероятнее всего, как и 13 лет назад, превысят возможную выгоду от реформы. Эксперт напомнил, что власти уже пообещали индексировать пенсии на 1000 руб., а Путин сократил итоговый пенсионный возраст для женщин с 63 до 60 лет и дал возможность тем, кто должен выйти на пенсию в 2019–2020 гг., сделать это на полгода раньше. Все это – дополнительные расходы государства, которое, вроде бы, хочет сэкономить.
Кроме того, здраво рассуждающий Сафонов указывает, что дополнительные люди на рынке труда совсем не означают автоматического увеличения пенсионных взносов.Сейчас взносы в Пенсионный фонд платят всего 54 млн россиян, а недостающие поступления от занятых в неформальном секторе составляют около 2 трлн руб.
Но главное, что смущает: поспешность проведения реформы, которую ещё один участник дискуссии, аналитик «Эксперт РА» Антон Табах сравнил с ездой на велосипеде: «Ездить на велосипеде нужно – вопрос в том, почему в России это напоминает московский велопробег», - сказал Табах. - Непонятно, почему все едут на велосипеде в тепле, а нам надо на морозе, в минус 20 и в одних трусах».
В США и Великобритании пенсионный возраст повышался через 20 лет после принятия закона об этом, в Германии – через пять, напомнил эксперт, а мы проводим реформу «в режиме ошпаренной кошки».
Можно вспомнить ещё политический аспект реформы, которую, по данным ФОМ, даже, после обращения Путина, не одобряет 75% населения страны. Отсрочка принятия закона Госдумой до «после губернаторских выборов» не помогла предотвратить ряд явно протестных эксцессов. До следующих региональных выборов еще год – возможно, Кремль рассчитывает, что за это время о несправедливом, по мнению большинства россиян, законе подзабудут. Но и это не очевидно, полагает политолог Константин Симонов: ведь в следующем году закон уже начнет действовать, и едва ли все губернаторы и депутаты, которым предстоят перевыборы в 2019 г., смогут найти в региональном бюджете средства на то, чтобы обеспечить прежние льготы для тех, кому до пенсии теперь еще надо дожить…