Латиноамериканская классика (академическая музыка) - это совсем не то, что европейская. Во-первых, она не загружена академизмом европейского образца (минимум симфоний, ораторий и струнных квартетов), и в-третьих, имеет очень яркий национальный облик. Поэтому она быстро заняла нишу где-то между серьёзной и развлекательной музыкой и стала необыкновенно популярной во всём мире.
Вот три самых ярких хита.
1. Эйтор Вила-Лобос. Ария из Бразильской бахианы №5.
Вила-Лобос - фигура №1 в музыкальной культуре Бразилии.
Размах его деятельности огромен, как и объем его творчества. Но в Европе он прославил своё имя одной прекрасной Арией (а точнее, Кантиленой) из его Бразильской бахианы №5. Она написана для ансамбля виолончелей и сопрано. Большая часть этой Арии - вокализ (пение без слов), но ближе к концу есть текст о вечернем пейзаже с розовыми облаками и грустной Луной.
Бразильские бахианы - это девять сюит для разных исполнительских составов, в которых Вила-Лобос сделал попытку придать бразильский колорит баховским формам. Или наоборот)
Американское сопрано Анна Моффо.
2. Ариэль Рамирес. "La peregrinación".
Нет человека, который не знал бы эту мелодию, под которую на экране советского телевизора красиво летали анимированные журавли. И у многих в доме была пластинка оркестра Поля Мариа грамфирмы "Мелодия" с композицией под названием "Жаворонок".
А на самом деле это рождественская песня из кантаты аргентинского фольклориста и композитора Ариэля Рамиреса "Navidad nuestra" ("Наше Рождество"), и никакой жаворонок вообще там не упоминается. В ней рассказывается о том, как по дороге идут Мария и Иосиф и ищут пристанище, чтобы Мария могла родить младенца. Песня эта называется "La peregrinación" ("Паломничество") и часто исполняется на Рождество, как правило, силами местной художественной самодеятельности в аргентинских (и не только) храмах.
В 60-е годы эта мелодия контрабандным образом вошла в репертуар французского шансона: к ней присочинили новый текст (про любовь, естественно), и с новым названием "Жаворонок" она имела большой успех на французской эстраде. Рамирес был возмущён таким произволом, долго боролся против нарушения авторских прав и победил в итоге.
Дальше был оркестр Поля Мариа, и уже после этого она попала на заставку любимой советской передачи "В мире животных".
Культовая аргентинская певица Мерседес Соса.
3. Астор Пьяццолла. Либертанго.
Аргентинский композитор Астор Пьяццолла со своим бандонеоном (аргентинской гармошкой) - стал очень популярен в 70-е годы. Он создал целую империю танго и фактически сделал из него высокий концертный жанр. Теперь его танго входят в репертуар очень многих академических музыкантов и и оркестров. А для классических гитаристов это просто хлеб.
Он написал несколько сотен танго, собственно, всё его творчество - это одно бесконечное танго. Но в своём великолепном "Либертанго" (танго свободы) Пьяццола как никогда попал просто в десятку!
Очень хорошо звучит с виолончелью. Йо Йо Ма.