Найти тему
Первым делом самолёты

КБ Туполева серьёзно работает над проектом сверхзвукового пассажирского самолёта

В КБ Туполева завершается этап предпроектных работ по сверхзвуковому пассажирскому самолёту. В этой грандиозной работе приняли участие почти все ведущие российские институты, специализирующиеся на авиационных разработках – это ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ и КБ «Авиадвигатель».

Эти научные организации должны также разработать меры по снижению воздействия звуковой ударной волны, исследовать и провести экспериментальные работы и создать самолёт-демонстратор для выполнения дальнейших лётных испытаний. Технический облик сверхзвукового лайнера будет окончательно прорисован после завершения натурных испытаний.

КБ Туполева и ранее занималась проектами сверхзвуковых пассажирских самолётов в результате которых был создан первый в мире лайнер ТУ-144, перевозящий пассажиров со скоростью, превышающей скорость звука почти в 2 раза. Этот бесценный опыт, технологические и технические заделы по воспроизводству Ту-160 дали возможность разработать два варианта будущего лайнера – с крылом изменяемой геометрии и фиксированным крылом. Эти работы показали, что есть все возможности существенно улучшить взлётно-посадочные характеристики пассажирского самолёта.

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144

Сотрудники КБ Туполева утверждают, что это будет совершенно новая машина, созданная на основе новых композиционных материалов, в ней будут использованы все наработки по усовершенствованию аэродинамики, а также самолёт должен быть оснащён новейшими высокоэффективными и экономичными двигателями. На лайнере должна стоять современная авионика, управлять машиной будут лишь два члена экипажа и полёт будет осуществляться в автоматическом режиме.

На мировом рынке уже сегодня велика потребность в сверхзвуковых бизнес-джетах на 12-16 человек. Мечта всякого делового человека, утром взлететь с одной стороны земного шара, приземлиться на другой половине, заключить сделку и вернуться обратно к ужину. Такие машины должны преодолевать не менее 8 тысяч км и летать со скоростью до 2 Махов. Эта скорость является ограничением для конструкций, в которых используются алюминиевые материалы. Поэтому российские разработчики предполагают применение только композитов для сверхзвуковой машины и приличные наработки уже имеются.

Зам гендиректора ПАО «Туполев» В. Солозобов сказал, что перспективный сверхзвуковой лайнер будет брать на борт до 30 пассажиров, взлётный вес его будет около 70 тонн и летать самолёт будет со скоростью порядка 1.4 Маха. А так как скорость на высоте 11 км из-за низкой температуры будет выше, чем у земли и поэтому составит 1900 км/час. Намерения, конечно, хорошие и наработки имеются соответствующие, но посмотрим, как наши учёные и инженеры справятся с этой задачей.