Визитная карточка - необходимый атрибут успешного делового общения. Она призвана информировать и рекламировать. По визитной карточке часто складывается мнение о вас и вашем профессиональном и личном имидже. Поэтому знание правил и требований к визитной карточке и ее вручению становится просто необходимым для создания вашего профессионального имиджа и успешного делового общения.
Требования делового этикета к визитной карточке
Обычная визитная карточка представляет собой прямоугольник из плотной бумаги с гладкой или текстурной поверхностью. Карточка должна быть напечатана на хорошей мелованной бумаге, предпочтительно светлых тонов, не глянцевой. Именно качество бумаги играет просто огромную роль в том, чтобы визитка выглядела дорого и изящно. Учтите, первые впечатления от вашей визитки будут тактильными - насколько приятно она ощущается пальцами руки.
Размер визитной карточки может не значительно отличаться в разных странах: российский стандарт карточки – 50х90 мм., европейский – 55х85 мм.
В деловом этикете корректнее использовать односторонние визитки. Удобство односторонней визитки в том, что на обратной стороне можно сделать необходимые пометки и дополнения. Кроме того, двусторонняя визитка, где одна сторона на русском языке, а другая на иностранном – признак дурного тона и экономии денег.
В деловой среде принято, чтобы визитная карточка сочетала в себе не более трех цветов. Используйте классические цвета.
Общие требования к шрифту визитных карточек заключаются в том, что он должен быть легко читаем. При выборе шрифта для визитки отдавайте предпочтение стандартным и прямым гарнитурам. Избегайте вензелей, витиеватостей и шрифтов с засечками. Откажитесь от наклонного написания - этим вы облегчите читаемость слов и придадите визитке более деловой вид. Кроме того, многие сейчас используют свои смартфоны в качестве сканера для визиток. Тексты, выполненные простыми шрифтами распознаются лучше.
Печать выполняется черным (темным) шрифтом. Светлые и золотые надписи бликуют и затрудняют прочтение текста, и ко всему прочему считаются дурным тоном.
Горизонтальное расположение текста предпочтительнее для делового человека. Вертикальное расположение чаще используют творческие люди.
Стандартная визитная карточка представляет вас, поэтому в ней крупно пропечатываются фамилия, имя, отчество. Имейте ввиду, что отчество на визитке сильно увеличивает дистанцию с собеседником.
Общепринятым правилом считается написание сперва имени, а потом фамилии. Видеть на первом месте имя нового знакомого собеседнику во время разговора удобнее, да и слуху такая комбинация более привычна.
Если визитная карточка напечатана на иностранном языке, имя и фамилия пишутся полностью, а отчество обозначается одной заглавной буквой.
Название фирмы, логотип, должность, почетные и ученые звания, адрес и рабочие телефоны указываются в визитной карточке более мелким шрифтом.
Помните, что быстрее всего зрители видят промахи изготовления - плохая бумага, неровный обрез, слепая печать. Многие важные детали могут создать весьма нежелательные эффекты.
Следует помнить, что стоимость карточки далеко не всегда отражает признаки хорошего тона и высокой культуры ее владельца. Стремление удивить роскошью может дать противоположный эффект, так как свидетельствует о расточительности.
Обмен визитными карточками
Обмен визитными карточками - обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами. Огромную роль визитка имеет в привлечении потенциальных партнеров. Поэтому всегда оставляйте свою визитную карточку.
Лучше, чтобы визитные карточки всегда были под рукой, чтобы их можно было быстро достать в нужный момент. Несолидно, если вы будете похлопывать себя по карманам или копаться в сумочке в поисках карточки.
Чтобы карточки были в отличном состоянии, держите их в специальной визитнице. Для удобства храните свои визитки у внешней стороны, а визитки ваших новых знакомых – у внутренней стороны визитницы. Таким образом вы избежите неловкого момента, когда среди многих визиток нужно найти свою для вручения новому знакомому.
При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и при неофициальном общении младший по возрасту вручает визитную карточку старшему. Представитель сильного пола обязан первым вручать визитную карточку женщине.
При вручении визитных карточек принято обмениваться легкими поклонами. Представителям ближне-восточных стран карточку принято подавать правой рукой, в странах Азии, в частности в Японии, - обеими руками. Принимают визитные карточки правой рукой или обеими руками.
При вручении визитной карточки произносят свою фамилию, при получении - фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного произношения.
Визитки не вручают во время застолий (исключение – деловая встреча в ресторане).
Визитную карточку подают вверх лицевой частью, чтобы партнер смог сразу прочитать текст.
Обмениваясь визитками с несколькими собеседниками, предложите карточку каждому, а не кладите несколько штук на стол.
Во время переговоров следует положить карточки перед собой, расположив их в том же порядке, в каком сидят партнёры.
Смотреть на визитную карточку собеседника во время разговора с ним не возбраняется, т.к. на то и нужны визитки, чтобы напоминать нам необходимую информацию.
Ни в коем случае нельзя мять чужие визитные карточки, делать на них пометки, вертеть в руках на глазах хозяина. Это воспринимается как знак неуважения.
Если у Вас с собой нет визитки, то извинитесь и скажите, что при первой возможности отправите ее по почте.
На полученные по почте или завезённые визитные карточки следует отвечать также визитными карточками в течение 24 часов.
Самое главное – стоит помнить, что если в России или некоторых европейских странах к отсутствию визитных карточек отнесутся снисходительно, и просто запишут информацию на листе бумаге, то в ряде восточных и азиатских стран отсутствие визитки может неблагоприятно отразиться на вашем личном имидже и имидже вашей компании. Ваш зарубежный партнер может воспринять это как несерьезность отношений или незаинтересованность в продолжении и развитии деловых контактов