Ольга Кондрашова, детский психолог
Мозг человека – это не только уметь считать, читать, запоминать. Это еще и органический субстрат нашей психики, а психика – это уже как человек приспосабливается к жизни, адаптируется к ней, как он умеет решать проблемы и справляться с жизненными трудностями, как он реализует свои интересы, цели. Одним словом, как он живет свою жизнь – удачно или не очень. Причем же здесь грудное вскармливание?
Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счет этого у нас – сознание собственного "я", свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причем, ребенок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.
Но что мы понимаем под общением?
Накормить и гигиенически "отработать" ребенка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что есть общение человеческое? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже 6-ти месячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом ("Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития", Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребенком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребенок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.
Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого, как часть этого мира вокруг. Ребенок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир. А не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трех месяцев идет развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на нее как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорожденные предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к 2-х месячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4-6 месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивленное лицо, и совсем другая – на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).
Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребенок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл, Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребенком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым, годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий. То есть свое собственное эгоистическое желание – владеть игрушкой, уходило на второй план, а преобладала сама ценность совместной деятельности со взрослым. То есть ребенку около года уже не достаточно просто удовлетворения его витальных потребностей – поесть, быть сухим, быть в безопасности. Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый малыш тянет вас показать что-то или зовет куда-то, где у него что-то интересное, и как он сияет глазами, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Все это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребенка.
Причем по мере взросления и овладения ребенком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему естественно прилагается эмоциональная окрашенность контакта. И необходимо отметить, что для ребенка витально важная вещь – ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! Я должен нравиться – буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца:)
Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи в стае могли выжить только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи, заложила в человека механизм усложнения мозга за счет развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Именно благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001).Ребенок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений все большим количеством персонажей, все большим репертуаром взаимодействия с ними. Причем, как я уже говорила выше, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а, значит, есть риск не выжить в одиночку. Все четко, с точки зрения эволюции. Однако, по последним данным психологических исследований, именно эта система – дефолт система мозга – отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть, чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребенку посчастливиться насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа. Проще – тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!
А какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после 1,5-2-х лет?
Итак, ребенок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым (см. выше). Его мозг готов и нуждается в том, чтобы развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Это раньше, до года, материнская грудь была для него практически "нерасчлененной" - "не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама", полный симбиоз. И его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов – мне хорошо/мне плохо. И материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе, 3 в 1:). Но после года у него уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство. И мама для него уже объект мира, уже выделенный и узнанный "другой", то есть отдельный от него человек. А вы ему, чуть что – сразу грудь, "на, ешь меня!" Вот, ребенок испугался, заплакал. На что упирают все специалисты по длительному грудному вскармливанию – "дайте ребенку грудь, и он успокоится!" Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? И, что за неудовлетворенная потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель – успокоить и снять проблему. Но чью? Маминого комфорта. А для ребенка – это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!
А что будет, если вы не дадите ребенку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, И вам придется заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях малыша, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее. И вырвать эту идею сверхполезного для здоровья матери и ребенка (вплоть до 4-5 лет) грудного вскармливания у матери зачастую совершенно невозможно. Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребенка грудью до 4-5 лет – тебя сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребенку, непонимании принципов и основ здоровья ребенка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!
Дабы оправдать "удачный" ход, а на самом деле подлую уловку своего собственного мозга по экономии своей энергии. Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. А найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребенком – это мыслительная активность и для мозга – затраты. Поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребенка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребенка. Все это так, но имеет место лет до 1,5. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребенком, соответствующего его уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и "канонизироваться" страстно, беспощадно и ревностно, наш мозг изворотливJ. С другой стороны, во время кормления у матери и ребенка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это еще один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс. И в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребенком будет потом?
Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. То есть, в этот самый момент возникновения у ребенка некой проблемы, вы не помогаете ему решить ее, а сами своими собственными руками тормозите естественное развитие своего ребенка. Тормозите рост и усложнение его психики и его интеллекта. Вместо того чтобы дать ребенку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворенная потребность стояла за ней, помочь ему найти способ ее реализовать или пережить тот факт, что удовлетворении ее на данный момент невозможно и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своем поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в этот непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даете ему "успокоительное". Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт системы мозга катиться в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом – набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. Потом в более старшем возрасте таким "успокоительным" и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечные времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Но эти средства не решают проблему человека, они лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но они ведь не могут заставить их исчезнуть!
Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали. Чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь. И, это, конечно, не забесплатно. Учитывайте это.
В адекватном прекращении грудного вскармливания (около 1,5 лет) есть и еще один плюс. Именно к этому возрасту ребенок уже окончательно формирует в силу его естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то, некоторые уже говорят, то есть в наличии те, к кому они обращаются) представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу, так сказать, естественного хода вещей. И инициатива может идти от обоих. Радость от своего нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребенке "молочное" удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях. Потом, в более старшем возрасте, когда ребенок уже больше всего осознает и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5-3 летних детей по достижению своих "хочу и все!"), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс. Поскольку может восприниматься ребенком как жесткость, отказ от любви, в каком-то смысле, даже насилие, не понятное ребенку.
Итак, длительное грудное вскармливание – за и против. Выбор, конечно, за вами. Либо вести ребенка по пути естественного и все более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала вашего ребенка в разы