Я работаю много лет в бьюти-сфере и факты воровства видела в каждом салоне. Оказаться нечистой на руку может абсолютно любой мастер, уборщица и администратор. Факты воровства вскрываются достаточно быстро, потому что обычно в салонах все друг про друга всё знают и много лишнего болтают в подсобках. Иногда уличить в краже можно после инвентаризации, но чаще всё-таки помогают камеры.
Больше всего меня поражает подмена понятий: человек, пойманный за руку, искренне считает, что он не ворует; он – берёт своё. Им кажется, что руководство не справедливо к ним, недоплачивает, тем самым они разрешают себе прихватить что-то из салона домой. Я осуждаю кражи и не люблю, когда владельцы прощают горе-воров, ведь меня же ещё и просят приглядывать потом за такими мастерами. И обычно после нескольких недель затишья воровство продолжается и становится каким-то отчаянным: с собой пытаются вынести даже туалетную бумагу.
У администраторов гораздо больше возможностей унести домой что-то из салона, при том, что поймать за руку ворующего админа намного сложнее. Самые частые кражи в салонах такие:
1. Деньги из кассы. Это – самый стандарт, но у салонного бизнеса есть ещё и своя специфика. У меня однажды была сменщица, которая во всех отчетах писала верные суммы, но фактическая касса всё время не сходилась. Прихожу утром в салон после 2 выходных: по отчету в кассе должно лежать 5 000 рублей, а нахожу я там только 4 500. И только благодаря тому, что я всегда сначала сверяю кассу, а потом открываю салон, эти недостачи не вешали на меня. А уж если в салоне все записи ведутся на бумаге, а не в программе, то нерадивые админы начинают всех запутывать расчёты такой высшей математикой, что ты не и не разберешься в том, сколько вообще должно было быть в кассе за день. Сверяешь просто итоги и наличку, а почему там оказалось именно столько и не ушло ли что-то в карман – должно разбираться руководство.
2. Недовольный клиент – любимый способ админов тех салонов, где зона рецепшен и ожидания удалена от кабинетов и мастеров. Должна быть выручка за день 30 000, а в кассе 28 000 вечером. Почему? А это приходил недовольный клиент, он у нас делал стрижку, так ругался, грозил полицией, я ему быстренько и вернула деньги. А как зовут клиента – не помню, не спросила, он так орал, так угрожал... И однажды на моих глазах руководство, услышав такую историю, рассыпалось в похвалах этому админу – какой молодец, сгладил конфликт, что нам эти две тысячи! А не было никакого недовольного клиента, деньги просто переместились в карман. Поймать таких хитромудрых админов можно только по камерам.
3. Одноразовые расходные материалы. Этим страдают возрастные мастера. Логика очень примитивная: зачем выбрасывать, оно не испорчено. И несут домой. Мне странно смотреть, что эти люди – специалисты своей сферы – видят последствия грибков, и всё равно тащат домой использованные одноразовые полотенца, пилки и перчатки.
4. Баночки, тюбики, лаки – это святое. Мастерам постоянно кажется, что всё это вообще их собственность. Под лозунгом «салон не обеднеет» выносят цветные гель-лаки, крема для рук, лаки для волос. Ещё любят официально проговорить, что возьмут «эту красочку для бровей домой, соседку-маму-дочку покрашу и верну с утра», а дальше проверяют – вспомнит кто? Если на утро не спросишь с неё эту баночку, то всё – забудь, с этих пор услышишь «а я возвращала». Поэтому в мои смены никто уже даже не просит, знают – я не разрешу, ещё и руководству сообщу.
И очень частое, но совсем не очевидное воровство среди мастеров маникюра – крафт-пакеты для стерилизации инструментов. Дело в том, что многие мастера домушничают и из-за этого носят инструменты домой. Получается двойной расход – мы выдали пакеты для стерилизации в салоне, а мастер потом обслужил у себя на кухне всех соседок, и приносит в салон инструмент, который снова требует обработки и нужно выдать крафт-пакеты. Почему это всё должно быть за счёт салона – я не понимаю.