Почему «Уралхиммаш» построили только с третьей попытки? Как первый троллейбус Свердловска пасовал перед горкой? Какую роль в жизни района сыграли пленные немцы? Продолжаем экскурсии по районам Екатеринбурга.
Сегодня мы поговорим о Химмаше — жилом районе одноименного завода,построенном недалеко от старинного Нижне-Исетска (это поселение заслуживает отдельной главы). Период бурного строительства района пришелся на первые военные годы, когда сюда эвакуировали киевский завод«Большевик». Почему огромный, стратегически важный завод оказался именно здесь — в железнодорожном тупике в 15 километрах от Свердловска? Как было принято решение развернуть эвакуированное производство на пустом месте? И было ли это место на самом деле пустым? На самом деле нет.
Уральский завод химического машиностроения
В 1931 году в полутора километрах от поселка Нижне-Исетск была выбрана площадка для строительства завода «Уралхиммаш». Сюрприз! Строительство Химмаша началось на три хода позже Уралмаша и практически одновременно со стройкой Втузгородка. На площадке проектировался завод и соцгород для него. Проект выполнял Ленинградский институт «Гипромаш». Предполагалось запустить завод в 1934 году.
За год на стройплощадке появились лесопилки, дорога и железнодорожный тупик, а также несколько каркасно-насыпных домов для строителей. Но этого,по-видимому, было недостаточно, и в декабре 1933 решено было заморозить стройку.
Вторая пятилетка (1933–1937 гг.) прошла мимо УЗХМ. Третья пятилетка(1938–1942 гг) имела прямую цель развить химическую промышленность, отвечающую за выпуск удобрений, пластмасс, цветных металлов, кислот,хладагентов и других полезных в труде и обороне вещей. Для всех этих сложных производств требовались станки, машины, конвейерные линии,аппараты. Чтобы создать машины химической продукции, стройку УЗХМ снова запустили в феврале 1940 года. Актуализировать проект почти 10-летней давности пригласили местный проектный институт «Гипротяжмаш» и специалистов, проектировавших и строивших УЗТМ.
Таким образом, к 1941 году стройплощадка завода существовала уже 10 лет,но по факту это был завод-мираж. В неразберихе начала войны этого миража было достаточно, чтобы принять решение об эвакуации сюда Киевского химического завода.
Эвакуация
В июне 1941 года завод «Большевик» полностью демонтировали и вывезли по железной дороге. К эвакуации подошли более чем основательно — перевезли станки, лабораторное оборудование, специалистов с семьями,мебель из общежитий. На территории завода выкопали все силовые и телефонные кабеля, разобрали железнодорожные пути. Эвакуация прошла организованно, местом назначения должен был стать строящийся«Уралхиммаш». Но то, что по документам значилось стройкой, на самом деле представляло собой железнодорожный тупик и несколько недостроенных зданий.
«Полученная мной в Киеве телеграмма… при всей ее тревожной неожиданности,в какой-то мере была все же ободряющей. Слова „почти ничего нет“ оставляли какую-то надежду. Они означали что все-таки есть какие-то строения, за которые можно зацепиться…», — писал в своей книге «Так рождался Уралхиммаш» первый директор завода Валериан Курганов.
Так «Большевик» со всеми станками, специалистами, запасами полуготовой продукции и сырья оказался в железнодорожном тупике в 15 километрах от Свердловска. Решение разворачивать завод на голом месте не принимали осознанно — так уж вышло!
Площадку спасло то, что «Большевик» эвакуировали действительно основательно — тут же при разгрузке проложили новые железнодорожные пути, собрали мостовые краны. Часть производства развернули на площадке(некоторые станки работали прямо под открытым небом), специалистов завода расселили в Нижне-Исетске.
Перед руководством «Уралхиммаша» была поставлена задача как можно скорее начать производство химоборудования для алюминиевого завода: стране нужен был легкий металл для авиации. Детали химаппаратов вытачивали прямо на площадке, а собирали на заводе «УАЗ» в Каменске-Уральском, поскольку сборка и сварка требовали плюсовой температуры.
Параллельно началось строительство цехов завода. Таким образом,«Уралхиммаш» с третьей попытки построили в самых экстремальных условиях.
Номер один
На заводской стройке в первую очередь возводили цеха и производственные помещения. Большинство рабочих жило на подселении в Нижне-Исетске и Свердловске. Нужен был какой-то общественный транспорт, который доставлял бы людей на завод. Для Уралмаша таким транспортом служил трамвай, но строить трамвайную линию на Химмаш казалось долгим и дорогим занятием. Так в нашем городе появился первый троллейбусный маршрут. Троллейбусы тоже работали на электроэнергии, но зато не требовали укладки рельс.
Для ускорения строительства всех жителей домов, расположенных по маршруту следования, обязали выкопать у себя перед домом ямы для опор контактной сети. Еще одна проблема заключалась в том, что троллейбусы того времени технически не могли подняться на крутую горку, и поэтому не доезжали до самого завода, так что рабочим все-таки приходилось часть пути от Нижне-Исетска преодолевать пешком.
Первые водители проходили обучение в Москве, из Москвы же эвакуировали четыре первых троллейбуса ЯТБ-4, которые и вышли на линию 17 октября 1943 года. Таким образом, троллейбус № 1 являлся действительно первым маршрутом Свердловска.
Пленные немцы
Они появились на Урале в мае 1942 года. На территории Свердловской области с 1942 по начало 1956 года находилось 14 лагерей, в которых размещалось около ста тысяч человек. Примерно 65% из них — немецкие военнопленные. В Свердловске было два таких лагеря, один из них находился в районе Химмаша. Пленные немцы принимали участие в строительстве завода, а после войны — и соцгорода. Они построили часть домов по главной улице района — улице Грибоедова.
На этих фотографиях — характерная послевоенная «классическая» архитектура улицы Грибоедова. Эти дома, как и многие другие парадные жилые комплексы Свердловска послевоенных лет, построили военнопленные. Большинство из них были осуждены на максимальный срок лишения свободы — они должны были находиться в трудовых лагерях по 25 лет,до конца 70-х.
К счастью, в 1955 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр посетил СССР и встретился с Хрущевым. Лидеры стран заключили соглашения о возврате военнопленных, большую их часть амнистировали и в течение 1956 года вывезли с территории СССР. Лагерь на Химмаше ликвидировали последним в Свердловской области.
Соцгород
Основная жилая часть Химмаша строилась после войны, однако, в отличие от Вторчермета, здесь появились и парадная главная улица, и организованная призаводская площадь.
На дальнем плане этого снимка еще видно, как стоит лес. Здание проходной сейчас оштукатурено, в воротах появились скульптуры. А вот арки над воротами исчезли.
Перед проходной в 1957 году разбили сквер. Он был главным парадным пространством района до 60-х годов, здесь проходили митинги и демонстрации.
Помимо парадных пространств в соцгороде строились детские сады, школы и другие необходимые инфраструктурные объекты. На берегу Нижне-Исетского пруда располагался летний парк Химмаш с открытой сценой, каруселями и спортивными площадками.
На окраинах Химмаша строились и шлакоблочные, и брусковые дома. Менее парадный, но более быстрый и дешевый вариант жилья.
Химмаш после войны
Сразу после войны на «Уралхиммаше» стали разрабатывать оборудование для атомной промышленности. С 1951 года завод стал изготавливать узлы для атомных реакторов.
В 1967 году открылся дворец культуры имени 50-летия Октября (ул. Грибоедова, 13) со зрительным залом и лекториями. Дворец стал центром культуры района, в Новый год перед ним ставили елки, а на 9 мая проводили вставку военной техники.
Сегодня в здании ДК находится торгово-офисный центр.
На въезде в район открыли широкоэкранный кинотеатр «Экран».
Сегодня Химмаш — один из самых удаленных районов города. Однако в нем совершенно очевидно сложилось свое сообщество жителей, которые любят и ценят район и не собираются его покидать. О сплоченности этого сообщества можно судить, например, по этой странице. В районе ведется строительство, недавно на берегу Нижне-Исетского пруда построили пять 25-этажных башен. Этим проектом район освоил берег пруда.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ и читайте другие истории о районах Екатеринбурга.