У Российских железных дорог много недостатков, много того, к чему можно придраться и куча откровенных косяков. Но чем больше я езжу на европейских поездах, тем очевидные становятся некоторые преимущества РЖД. Ниже о них.
Точность. Часто говорят о немецкой педантичности. Да, возможно. Но когда речь заходит о поездах, пунктуальность уходит на второй план. В Германии поезда повсеместно опаздывают на 5-15 минут. Переживаете опоздать на пересадку? Не бойтесь, вероятно, следующий поезд тоже придет не вовремя. Правда в Германии такая система, что если опоздали на один поезд, вас посадят на другой. Поезда ходят часто, сутки ждать не придется.
В РЖД не бастуют. Забастовки, конечно, важное право работников на возможность отстоять достойные условиях труда. Но как же их ненавидят за это пассажиры. Например, во Франции этим летом поезда ходили три через три. Три дня ходят, три дня забастовка. Надо ехать? Сочувствуем. К вашим услугам автобусы, самолеты и бла-бла-кар. Купили билет? Пытайтеся вернуть за него деньги.
Сайт. Да, у РЖД отличный сайт. Я неделю пытался купить билет у французской SNCF и OUIGO картами разных российских банков. Нет, это не была «платежная система Мир». Это были Visa и MasterCard. Но все безуспешно. Сайты выдавали ошибку за ошибкой, техподдержка просила ждать.
Ночные поезда. В России нет хороших скоростных поездов (один «Сапсан», но он по европейским меркам не очень скоростной), но есть приличные ночники. Иногда это бывает очень удобно. Во-первых, не теряешь дневное время, во-вторых, при путешествиях экономишь на гостинице. В Европе ночной поезд – это, как правило, все та же скоростная сидячка. Вместо восьми часов сна – два часа сидя. Отдохнуть и выспаться не удастся.
Экономичность. У РЖД есть ужасные вагоны, просто отвратительные. Но они дешево стоят. Есть какая-нибудь раздолбанная сидячка, плацкарт с дырой в полу вместо туалета, даже общие вагоны остались. И на них реально можно уехать за дешево, причем купив билет в последний момент даже в «горячий» день. В Европе нет ничего подобного. Если ты едешь поездом дальнего следования, за день до отправления останутся только дорогие билеты. Есть штучные ж/д лоукосты, но они не влияют на общую картину.
Лояльные правила. Если сравнивать правила РЖД с правилами европейских перевозчиков, то в России можно почти все. Гигантская норма багажа в 36 кг, возврат билета с минимальными потерями за восемь часов… В Европе всё не так.
Сервис. У нас есть сервис. И это не только чай из стакана с подстаканником и чистое белье. Теперь у проводника можно купить перекусить, появляются приличные вагоны-рестораны, вагоны с душем…