Привычке шептаться за спиной дети учатся еще с 8-9 лет: как помочь им справиться с этим ужасным явлением и не ранить чувств своих друзей и подруг?
В один из последних учебных дней третьего класса Алина Петрова вернулась домой расстроенной: кто-то сказал ей, что её одноклассник меняет школу, чтобы быть от неё подальше. Её мама объяснила, что другая девочка меняет школу, потому что их семья переезжает. Но это не сильно помогло: девочка была расстроена, что другие дети могли такое сказать о ней.
Сплетни, секреты и неловкие комментарии распространяются в среде 8-9-летних детей подобно огню. Дети в этом возрасте используют сплетни, чтобы узнать, какие власть и влияние они имеют над другими, считают психологи. Также сплетни – отличный способ поднять популярность. К счастью, существуют проверенные способы повлиять на ребенка и научить его держаться от сплетен подальше.
Отделите безобидную болтовню от сплетен
Ваш ребенок наверняка много общается со своими сверстниками, тем более сейчас так много средств коммуникации: телефон, смс, мессенджеры и соцсети. В американском университете Дьюка провели исследование: психологи попросили 60 пар четвероклассников «поиграть во что угодно» в течение 15 минут. За это время пары в среднем успели обсудить информацию о 24 разных людях. По большей части это была безобидная болтовня («Я сегодня сидела рядом с Пашей за обедом») или комплименты, но 3-4 комментария были негативными и потенциально обидными для окружающих («Он думает, что он самый умный»). Расскажите ребенку, что такой тип комментариев неприемлем – он может обидеть другого человека, даже если рассказать это у него за спиной. Спросите, как бы почувствовал себя ребенок, если бы подобные слухи распускали о нем.
Защищайте личное пространство
Ребенок может думать, что если сказанное им правда или просто слух или его мнение, то это не сплетня. Разговоры о тех, кто провалил контрольную, кого вызвали у директору или кому до сих пор учитель помогает завязывать шнурки кажутся детям безобидными. Конечно, это не так страшно. Трудно долгое время находиться в коллективе и не упомянуть о чьей-либо неудаче. Но создайте ребенку определенные лимиты – о чем не стоит говорить. Расскажите, что некоторые моменты могут быть особенно чувствительны (развод или другие семейные проблемы), неловки (плохие отметки, влюбленность или болезнь) или неверно истолковываться (поход к директору может заставить других подумать, что у ребенка проблемы). Пусть ребенок избегает обсуждения таких тем.
Поощряйте дружбу
Вы можете сказать ребенку, что разговоры о других за их спиной не сделают его популярным, но это будет неправдой. Исследования показывают, что в возрасте 8-9 лет дети, которые больше сплетничают, нравятся одноклассникам и дружбу с ними все оценивают как наиболее крепкую.
Вместо этого расскажите ребенку о негативных последствиях распространения сплетен: чем больше они сплетничают о других, тем больше будут сплетничать о них. Объясните, что есть множество других способов завести новых друзей и стать популярнее: такие способы будут даже куда интереснее, чем обсуждение других. Предложите создать клуб благотворительности для детей, вступить в спортивную команду или даже вместе играть в видеоигры (но осторожно).
Переключение на другие виды деятельности – отличный способ отвлечь ребенка от привычки сплетничать.
Остановите сплетни
Не все дети начинают слухи, но многим приходится сталкиваться со слухами о других и тем, что делать дальше. Расскажите ребенку, что факты перемешиваются с вымыслом по мере распространения сплетен от человека к человеку, игнорировать их или продолжить их распространение – одинаково плохой выбор. Предложите ребенку в следующий раз ответить на слухи о ком-то следующим образом «О тебе он всегда отзывается только хорошо» или «Это не мое дело».
Также дайте ребенку совет, когда стоит подключить взрослых к решению проблем со сплетнями. Расскажите ему, что это уже не пустая болтовня, если кому-то угрожает физическая или эмоциональная боль, или если речь в сплетнях идет о чем-то неправильном, например, как кто-то придумал супер-способ обмануть учителя на контрольной. Если ребенку тяжело рассказать учителю самостоятельно (узнают и посчитают ябедой), направьте записку учителю сами. Учитель должен быть в курсе всех дел класса.
Оригинал: Parents