Советские виниловые пластинки - это отдельный культурный пласт, на формирование которого оказывало влияние множество факторов. И товарный дефицит, как ни странно, был одним из таких факторов. Западная музыка в СССР была под запретом, и именно этот запрет будил, в первую очередь, любопытство к музыкальным исполнителям и такой непохожей на нашу музыке, а потом - как следствие, у человека формировался музыкальный вкус.
Конечно же, нельзя сказать, что один только дефицит и цензура на все чуждое социалистической идеологии способствовали развитию музыкальных пристрастий советского человека и его любви к качественному винилу, были и другие составляющие, но речь сейчас не об этом.
Мне бы хотелось просто вспомнить - как это было. Как собирали пластинки с записями своих кумиров, кого и почему любили слушать, как приобретали эти пластинки и т.д. Давайте попробуем?
- Мне в этом плане повезло - старший брат был моряком и ходил в загранрейсы. Вот оттуда он мне каждый раз привозил самые лучшие пластинки, причем, иногда даже наши - так, к примеру, у меня появились все пластинки Высоцкого, вышедшие во Франции.
- У нас дома было много пластинок, причем, от бабушки с дедушкой достались еще патефонные пластинки, родители дополнили их коллекцию советским винилом. Особенно много было пластинок с детскими песнями и сказками. Конечно же, и эстрада была, и Высоцкий. А еще у нас в городе был магазин звукозаписи и там за 5 минут любому желающему могли записать понравившуюся песню...
- А я всю свою коллекцию вместе с советским комбайном "Романтика 201" ещё в 90-е отправил родственникам в Беларусь. Так как это всё оказалось на тот момент никому не нужным, родня определила на хранение к бабушке. И когда я бывал там, то останавливался у бабули и с огромным удовольствием слушал свою музыку. А этой весной бабушки не стало, и коллекцию с комбайном кому-то отдали. Причём этот "кто-то" хотел только акустику, но остальное ему довесили в нагрузку. А я уж было размечтался, что приеду и заберу винил обратно... Так теперь жалею...
- Я на старой квартире нашел "Вега-109-стерео". А в шкафу - фирменный диск Челентано "Аtmosfera", в свое время купленный за 60 руб. с рук у спекулянта, А еще сохранился Алан Парсонс "EVE" и отечественный "Юнона и Авось". Вот такие раритеты. Сын, когда увидел это добро, пол- вечера музыку слушал, говорит, что качество звучания просто супер...
- У моих родителей тоже до сих пор хранятся патефонные пластинки - это ещё не винил, но все же пластинки, воспроизводящие запись на скорости 77 оборотов. На каждой стороне - всего по одной песне. Помню, есть пластинка "Дунайские волны" и " Красная розочка", много пластинок Утесова. Из 80-х сохранились " Веселые ребята", " Тото Кутуньо" и "Модерн Токинг", конечно же :)
- Сейчас на площадях Апрелевского завода работают другие предприятия, здесь выпускают носки, обеспечивая ими треть России; пластмассу и бланки для сдачи Единого государственного экзамена.
А ведь когда-то на просторах СССР виниловое производство было крупнейшим в мире!
Импортных пластинок у меня не было, а вот продукции Апрелевского завода было навалом: в детстве мне часто покупали сказки, разные учебные пластинки, позже уже сам ходил покупать различных эстрадных исполнителей.
Наверно у каждого человека виниловые пластинки вызывают практически одинаковые воспоминания - проигрыватель (вертушка) советских времён, бумажные конверты с дисками, тёплая, шершавая поверхность винила и едва слышный характерный шум в динамиках...
Мы на дачу, вместе со всяким ценным старьем, отвезли и старенькую Ригонду с большой коробкой пластинок. Проигрыватель вполне работоспособный . Вот какую продукцию Рижский ВЭФ выпускал! И даже иголки были. А пластинок хватало всяких - и на 78 оборотов, и на 45, и на 33. И твердых таких дисков, и мягких на виниловой основе. А помните журнал "Кругозор"? Кроме текста, в нем были маленькие такие диски-пластиночки.
Между прочем, для проигрывания пластинок, если не было иголки, вполне годились даже иглы от кактусов. Ненадолго, правда. но работали.
Эх, словно в прошлое заглянул. Помню, мы, школьники, собрались на вечеринку, и каждый захватил по пластиночке, чтобы было под что танцевать: 7 пластинок с Битлами и 4 "Маленький цветок. "
- Помнится, сначала был шеллак, потом винил. Шеллак побился, и к моей юности (середина 70-х гг.) уже почти в доме не присутствовал. А винила было много, хотя все это я давно выбросил, но много и оцифровал. И что скажу - слушаю оцифрованный винил, хотя имею чистые записи того же Битлз, Кисс, советских ВИА. Внуки не понимают - почему? А я говорю - что мы были очень ограничены в выборе и какой-нибудь диск, типа, Белого альбома, заслушивали до дыр, играя его раз пять на дню. И эта несовершенная звукозапись настолько въелась в сознание, что чистая запись для меня кажется совершенно иной! Это - не то! Не наш Битлз!
Отмечу, что записи классической музыки даже цифрануть не удалось - настолько было низкое качество пластинок. Грубые рок-звуки еще пробиваются сквозь шум и треск, а скрипка - боже мой! Не задумываясь - все вынес на помойку...
- А я однажды (это был 1975 год) купил у барыги пластинку Pink Floyd - Wish you were here за 95 рублей! У меня зарплата была 98 руб., и я на эту пластинку откладывал почти полгода... Дело было зимой, мороз стол, винил - вещь хрупкая. Так я куртку снял, пластинку в нее завернул и так домой и топал пешком - у меня денег даже на автобус не осталось, все за музыку отдал :)
- А помните, были такие пластинки специальные с дырочкой, для протирания непосредственно музыкальных пластинок? На самом деле - жуткая вещь была! Этой "пластинкой" только калечить диски(так мы называли пластинки) можно было.
Для протирания у всякого уважающего себя меломана должна была иметься отдельная бархатная тряпочка. А "протиралку"- вкладыш прятали куда подальше.
Кстати, как вкладыш, она предназначалась для проигрывания сигнлов - пластинок на 45 оборотов, с отверстием для муз.автоматов...
- А у меня сохранилось огромное количество номеров журнала "Кругозор" - помните, с такими гибкими цветными пластинками? Еще есть более десяти пластинок из серии "На концертах Владимира Высоцкого", пара театральных постановок (Д. Верди "Травиата", М. Шатров "Шестое июля"),.. От сестрёнки я "унаследовал" ещё "Искусство фуги" И.С. Баха... Только вот слушать это богатство уже не на чем (последняя "звуковоспроизводящая головка" "дышит на ладан", приходится экономить; а электрофон-то - имеется).
- В 70-е у меня была мечта - приобрести себе "резак для "ребер" (люди старшего поколения поймут о чем я. остальным дам подсказку - ищите по словам "пластинки на костях" или "пластинки на ребрах"). К сожалению, она так и осталась мечтой. Потом начал приобретать магнитофоны, так что тема "резака "стала неактуальной. А как-то в средине 90-х зашел к ребятам на студию звукозаписи. Посидели, поговорили, и я им рассказал о моей детской мечте. А они мне такие: "А где ты раньше был"? Мы в начале 90-х выбросили их все на свалку. Хотя и жаль было. А так бы хоть тебе бы отдали, не так бы обидно было"...
- Когда был студентом, была унитровская Вега. А вот с винилом было хуже. Была отечественная эстрада попсового толку и редкие миньоны с синглами Битлз. Отваливать же 60-70 руб. за винил западный было нереально. Вскладчину покупали компанией один-два пласта и потом менялись. Слушать, конечно не слушали почти, переписывали на ленту.
Потом, уже во второй половине 80-х полегчало. И Мелодия кое-что выпускать стала и Полиграм в продаже стал появляться, и даже Полидор.
У нас дома тоже есть старые пластинки. Я в детстве очень любил слушать пластинки с детскими песнями. Ну помните, наверное, там "Антошка-антошка", "Вместе весело шагать по просторам..." и т.д.)))))))) Заграничных пластинок у нас не было, только советские, фирмы "Мелодия". Пластинки с записями зарубежных исполнителей появились потом в 80-х, такие как Pink Floyd, Scorpions, Rolling Stones. Была единственная заграничная пластинка - Битлз. Ее мой дядя привез после службы в армии из Чехословакии )))) А еще помню. как в конце 80-х - начале 90-х мы с крыши котельной запускали диски с выступлениями Л.И. Брежнева - нашли их мусорке школьной. Здорово они летали, далеко и красиво :)
А меня очень забавляли названия на обложках кириллицей... Например, слабенькая голландская группа Teach-In, непонятно зачем изданная в конце 70-х, писалась "ВИА Тич-Ин"...
А Les Humphries Singers (в дальнейшем известные как Silver Convention), которых перевели как Певцы Леса Хамфри, ряд граждан истолковали по своему и доказывали, что это не имя чувака, а некий лес, который с деревьями...
Из приличного, издавали в основном социалистов, но в небольших количествах, Omega, Czeslaw Niemen, Puhdys, Locomotiv GT...мировых монстров рока, того периода не издавали вообще, только если случайно на сборниках или мягких звуковых приложениях (синего цвета мягкие пластинки) к журналу Горизонт...