Прошло семь месяцев с тех пор, как в должность исполняющего обязанности заместителя главы администрации Нижнего Новгорода, главы администрации Нижегородского района вступил Алексей Валентинович Мочкаев. Свежий взгляд нового человека всегда интересен, особенно взгляд на такой сложный район – здесь, например, самая большая проходимость людей. Проблемы и радости района, как он пережил и какие уроки извлек из чемпионата мира по футболу, как изменил район самого Алексея Мочкаева, – об этом и многом другом в нашем интервью.
– Алексей Валентинович, удивило ли вас что-нибудь, когда пришли сюда?
– Да. Бюрократия. Проблема Нижнего Новгорода и соответственно Нижегородского района – в ней. На Бору, где я работал многие годы, было понятнее, в какие двери стучаться. Здесь всей сложнее. Допустим, есть департамент финансов. Если мне надо деньги на благоустройство района, я должен обратиться в этот департамент. Логично? Как бы не так! Здесь я сначала должен сделать запрос в департамент благоустройства, а он уже обратится в департамент финансов.
Много посредников, которые контролируют деньги, но не контролируют качество, то есть результат. Или еще: мне не нравится, когда чиновники отписываются: «У нас денег нет, поэтому делать не будем». Или так: «Деньги есть на полдороги, а еще на полдороги нет и не скажем, когда будут». Поэтому здесь очень много вопросов с бородой, которые годами непонятно почему откладывались. Мне импонирует образ чиновника, который был озвучен на встрече с Глебом Никитиным 6 сентября в ДК ГАЗа: «Чиновник раньше был с маленькими ушками и с большим ртом. Сейчас же у него маленький рот и большие уши». То есть сейчас надо меньше болтать и больше слушать. Я бы еще добавил, что чиновник должен быть с большими руками, то есть больше делать реальных дел.
– Я заметил у вас в приемной много посетителей. Часто такое?
– Каждый день. Причем стали чаще обращаться. Я постарался так наладить общение с жителями, чтобы они чувствовали, что их слышат. Но главное – делают. Возможно, поэтому обращений стало больше – люди стали, думаю, больше доверять власти. Жители нашего района особенные – очень интеллигентные, но при этом себя в обиду не дадут. Знают законы, права. Если им что-то не нравится – скажут об этом в лицо. Причем «простыней» никто не пишет – вопросы всегда конкретные. «Предусмотрите площадки для инвалидов», «Спилите деревья» и т. д.
– Вы пришли сюда в конце января, когда бюджет уже был сформирован. Как удается решить множество проблем по благоустройству, которые наверняка возникают каждый день?
– Да, действительно, проблем много. Такой нюанс: на прежнем месте я не отвечал на вопросы ЖКХ, но при этом мог решить финансовые вопросы. Здесь же у меня определенный бюджет и 90 процентов моего времени здесь уходит на курирование сферы ЖКХ и благоустройства при нехватке денег. Приходится максимально ускоряться, во всех отношениях. Постоянно думаю, как бы сэкономить без потери качества. Мы, например, очень хорошо сэкономили денег на уборке во время чемпионата мира по футболу и благодаря этому сейчас ликвидируем все несанкционированные свалки.
Анализируем всё. Например, стоимость уборки одного метра тоннеля в нашем районе сравниваем со стоимостью в других районах. Ищем причины, почему дороже или дешевле. А вот недавний пример: лестница на улице Горького, около дома № 142. Жители жалуются, что из-за наплыва туристов она разрушается. Озвучивается стоимость ее восстановления в три миллиона рублей. Мы съездили на место, чтобы оценить. Оказалось, там всего-навсего надо было забетонировать пару ступенек. Работы обошлись в 50 тысяч рублей, сделали в течение трех дней. Неплохая экономия, да? Вот еще пример: освещение в парке имени Свердлова владельцы местного спортбара сделали сами. Надо просто общаться с предпринимателями, предлагать взаимовыгодные вещи, находит компромиссы.
Предприниматели не прочь сами многое сделать: где-то тропку подправить, где-то что-то подкрасить – это в порядке вещей. Мы сделали в том же парке имени Свердлова спортивную площадку стоимостью больше 1,2 миллиона рублей. Помогали нам ее монтировать руководители местного спортклуба. Мы вместе продумывали детали монтажа. Они и потребители этой площадки, а значит, относиться будут к ней бережно. Таким образом, убиваем сразу двух зайцев – экономим на установке и эксплуатации. В этом же сквере есть старенькая детская площадка. Хотим попросить Сбербанк, чтобы он взял шефство над этим сквером и площадкой. А почистили мы этот сквер недавно без копейки бюджетных средств. Просто пришли вместе с добровольцами, спортсменами и убрали. Студенты Мининского университета тоже хотят помогать убирать сквер. Так что дело далеко не всегда в деньгах. Кстати, нам было невероятно приятно, когда в сквере к нам подошла незнакомая женщина и поблагодарила за чистоту. Количество этих благодарностей растет, а значит, мы работаем правильно.
– Была какая-то, кажется, еще история с гаражами на Ильинке?
– В этом микрорайоне мы анализировали все обращения по программе «Комфортная среда». Оказалось, там ключевая проблема в том, что из-за сложного рельефа вода стекает в подвалы дома, а зимой она превращает тротуары в каток. Мы сказали: поможем, но уберите гаражи, которые мешают реализовать инженерное решение. Они убрали гаражи сами, быстро и без проблем, а мы сделали поручни – это изящно и функционально. Еще местные жители захотели спортплощадку. Мы им сказали: отдаем вам дорогое резиновое покрытие, которое осталось от предыдущих работ, но вы должны вложиться во все остальное. Согласились. В результате в районе мы сделали таким образом три спортплощадки.
Кстати, у района есть большая проблема: здесь две трети детских площадок бесхозные, нигде не числятся. Кто их должен отремонтировать? Непонятно. Провели инвентаризацию и на следующий год заложили в бюджет деньги на ремонт. Сейчас переводим площадки в собственность муниципалитета. Да и с множеством других объектов такая же проблема. Например, смешно, но стела «Нижний Новгород» на въезде, памятник Минину и Пожарскому тоже ни на чьем балансе не стоят.
– А что по неорганизованным художникам на Покровке? С ними удалось договориться? В чем там главная проблема, каково ваше видение ситуации?
– Я считаю, что всё должно быть цивилизованно, организованно, чтобы картины не висели на заборе, чтобы был руководитель, с которым можно было бы выстраивать диалог, чтобы была ротация художников. Чтобы была регистрация, ответственность. А мы, со своей стороны, будем их включать в разнообразные выставки. Но пока не с кем разговаривать, там один хаос. Они как привыкли в 90-х работать, так и работают. Я читаю форумы – люди нас поддерживают в этом плане. Пока пауза, ждем, когда бури поутихнут и наши предложения у них улягутся в голове.
– Что дал району чемпионат мира по футболу?
– Чемпионат мира здорово помогу району сплотить власть, предпринимателей и жителей. Накануне был проведена большая разъяснительную работа с населением по поводу перекрытия дорог. Понимая возможное недовольство, мы пешком прошли все дома. Как результат – в период ЧМ не было ни одной (!) жалобы от жителей.
Аккредитация на проезд машин – это тоже была большая проблема. Были разработаны четкие схемы, графики. Мы на днях защищали бизнес-проект по онлайн-чату «Открытый диалог». Идея этого чата возникла именно в процессе подготовки к ЧМ. Все бизнесмены и чиновники нашего района теперь в одной группе в «Вайбере». Было море вопросов по подвозке продуктов питания, вывозу мусора, по рекламе, торговле алкоголем, вакцинации и пр. Приходилось оперативно решать. И чат хорошо помог. Как итог – у торговцев не было во время ЧМ ни одного штрафа. Теперь в этой группе 200 предпринимателей, и они по-прежнему добавляются.
От редакции. Стало известно, что проект онлайн-чата «Открытый диалог», разработанный администрацией Нижегородского района с целью оперативного решения вопросов предпринимателей, был отобран для участия во Всероссийском конкурсе лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ. Члены жюри регионального этапа конкурса отметили простоту и актуальность идеи проекта и порекомендовали Алексею Мочкаеву выступить с предложением по созданию подобных чатов в других органах и структурах.
Все чиновники района, все ресурсные организации, инженерные структуры также теперь общаются через чат в мессенджере. Это быстро и удобно. И фотоотчет о проделанной работе можно мгновенно увидеть.
Главной урок – это, конечно, необходимость постоянного диалога. И благодарности. Так, мы всех, кто обслуживал на ЧМ-2018 (дворников, водителей, трактористов и так далее) пригласили в администрацию и сердечно поздравили с хорошей работой. Вручили грамоты, билеты на матч. Они были очень удивлены и растроганы таким отношением. И бизнесменам за каждое доброе дело говорим спасибо. И в конце каждого ответа на письмо жителей приписываем строчки благодарности за активную жизненную позицию.
– Прошли выборы. Как прошло голосование в вашем районе, «славящемся» своей низкой явкой?
– По активности жителей мы заняли четвертое место среди районов, то есть активность людей сильно повысилась. Считаю, что это оттого, что сегодняшней власти стали больше доверять. Ну и кое-какую подготовительную работу мы проделали. Так, накануне выборов я встречался со студентами. Весь пиджак, честно скажу, стал мокрым после встречи. Студенты ведь скептики и, напротив, подвержены влиянию сомнительных персонажей из интернета: «Всё у вас подстроено и заранее известно!». Я спокойно объясняю, что на участках работают камеры, что очень много наблюдателей, в том числе зарубежных и оппозиционных. И так далее. Потом им предложил: «А вы хотите поучаствовать в будущей кампании в гордуму?» Хотим, говорят. Вот сами всё и оценят.
– Позвольте три коротких вопроса конце интервью: ваше любимое место в районе, чем хороша ваша работа (первое, что приходит на ум) и изменила ли вас новая работа?
– Набережная Федоровского. Меня очень воодушевляет масштаб, перспектива, которая открывается с этой набережной. А работа – непредсказуемостью и темпом. Утром я не знаю, что будет вечером. Такой город, такой район. Что до изменений, то увеличилась скорость моей жизни и работы.
Антон ДЕРЯБИН