В 1411 году при Харлоу, к северо-западу от Абердина, состоялась одна из самых кровопролитных битв в истории Шотландии. Здесь местные дворяне, лэрды (lairds), градоначальник Абердина и многие важные горожане присоединились к графу Мара, чтобы защитить свою землю от вторжения Дональда, лорда Островов. Легенда гласит, что было пролито так много крови, что вода в реках покраснела, и в народе эту битву прозвали Кровавым Харлоу.
Пока Александр III окончательно не победил норвежцев в битве при Ларгсе в 1263 году, северо-запад Шотландии был фактически отдельным королевством. К началу 1400-х годов, хотя номинально и считаясь частью королевства, Гебридские острова и область, ныне известная как Аргайл, находились под властью лорда Островов Дональда МакДональда. Последний был образованным человеком, учился в университете Оксфорда, а в его венах текла кровь как норвежцев, так и кельтов. Он женился на сестре графа Росса, желая, таким образом, расширить свои владения за счет графств Росс и Скай. Это была обширная территория, включавшая в себя земли Абердиншира, находившиеся в то время под контролем графа Мара.
Остальная часть Шотландии управлялась (довольно неэффективно), первым из королей династии Стюартов Робертом II, который не изъявлял желания привести к покорности ни МакДональдов на северо-западе, ни Дугласов на границе с Англией. В конечном счете его старший сын стал Хранителем королевства или Регентом, однако вмешалась случайность – его лягнула лошадь, в результате чего наследник стал инвалидом и был не способен эффективно управлять страной, когда все же взошел на трон под именем Роберта III. Его амбициозный и суровый брат граф Файфский (позднее – герцог Олбани) сложил два и два и понял, что, заняв должность регента, легко сможет стать реальным правителем страны при марионеточном короле. Третьим и младшим братом был Александр, граф Бьюкен, за свой жестокий нрав прозванный Баденохским волком.
А в королевстве в это время царило беззаконие, слабость центральной власти приводило к увеличению разрыва между цивилизованными и процветающими равнинами и нагорьями, которые, по мнению жителей низменностей, были прибежищем варваров и разбойников. Племянник нового регента (графа Файфского) Александр, бастард Баденохского волка (Сан Саныч, да) получил титул графа Мара в 1404 году. Молодой человек решил пойти к успеху самой короткой дорогой и попросту взял в плен и казнил предыдущего носителя этого титула, после чего осадил его замок Килдрамми, угрожая сжечь его, если графская вдова не выйдет за него замуж. Бедной женщине пришлось согласиться. Впрочем, «Волчонок» не был хорошим семьянином – спустя четыре года его супруга неожиданно скончалась, а сам он стал единоличным хозяином в графстве. Во всем этом ему помогал его дядюшка, уже герцог Олбани. Старший сын короля-инвалида Роберта III Дэвид по приказу регента был брошен в тюрьму, где умер от голода, после чего монарх додумался отослать младшего сына Джеймса во Францию от греха подальше. Однако того по пути перехватили пираты, затем передавшие его в руки Генриха IV Английского. Тот враждовал с шотландцами, и поэтому бросил принца в Тауэр.
Александр Лесли, граф Росс, также скончался при подозрительных обстоятельствах в замке Олбани в Фолкленде. Дональд, лорд Островов, утверждал, что имеет права на графства Росс и Скай от имени своей жены, сестры покойного графа. Олбани же выдвинул претензии на эти земли от имени своей новорожденной внучки, дочери покойного графа. Он провозгласил себя ее опекуном, и, таким образом, претендовал на власть в графствах как регент. Дональд ответил весьма решительно – во главе войска в 6000 человек он прошел через графство Росс к Инвернесс, где сжег мост и замок. К нему присоединились горные кланы – Маклауды, Маклины, Макинтоши и Кэмероны.
Граф Мара и его друзья, сэр Александр Форбс, сэр Александр Ирвин из Драма, сэр Александр Кит из Грэндхолма и сэр Джон Мензис из Питфорделла часто посещали располагавшуюся возле гавани Абердина таверну, которую держал глава города Роберт Дэвидсон. К ним он и обратился за помощью в борьбе с лордом Островов. Граф назначил сбор в замке Килдрамми, где к ним присоединились сэр Александр Огилви, шериф Ангуса, сэр Джеймс Скримжур, коннетабль Данди, и другие землевладельцы – Фрэзеры, Гордоны, Лесли и Сценсы. До Абердина, между тем, дошли слухи о том, что приближается армия горцев, теперь уже численностью в 10000 человек, и это подтолкнуло многих горожан поддержать графа Мара.
Ходили слухи, что Дональд намеревается разграбить и разрушить королевский город Абердин и распространить свою власть над страной до самой реки Тэй. Его людей описывали как «заполонивших местность таким большим числом, будто саранча, и все, кто видел их, были встревожены, и каждый боялся». К июлю 1411 года Дональд и его горцы расположились лагерем менее чем в 20 милях от Абердина, недалеко от местечка Харлоу.
Многие местные жители отправились к Харлоу под руководством Роберта Дэвидсона, чтобы присоединиться к графу Мару в битве с горцами. Они расположились лагерем вниз по течению реки Ури, в месте, где она впадала в реку Дон (не путать со всем известной рекой).
Утром 24 июля 1411года Мар и его сторонники снялись с лагеря и форсировали Ури, чтобы атаковать позиции горцев. Граф разделил своих людей на две баталии – во главе первой, которая начинала атаку, он поставил Огилви и Скримжура, а во главе второй, включавшей основные силы, стал сам. В гэльской песне, посвященной битве при Харлоу, говорится, что войска Дональда была разделены на три части – правое крыло вел в бой Эктор Рой Маклин из Дуарта, или «Красный Гектор», как его еще называли, Каллум Бег, вождь клана Макинтош, вел левое крыло, а сам лорд Островов возглавлял центр.
Три баталии Дональда отразили атаку войск графа Мара и считается, что в ходе этого первого столкновения пал мэр Абердина Дэвидсон. Подавляющее число воинов с обеих сторон составляли пехотинцы, хотя лорды и их свиты прибыли на поле боя конными. Только они были облачены в хорошие доспехи. Основные же силы составляло из рук вон плохо вооруженное ополчение и просто какое-то быдло. В итоге довольно быстро все превратилось в свалку, где все друались со всеми. Лорды сражались в бою наравне с простыми воинами – так, например, в схватке сошлись «Красный Гектор» и Александр Ирвин, лорд Драма. Они нанесли друг другу такие тяжкие раны, что в итоге оба свалились замертво.
В тот день Дональд потерял только убитыми около 900 человек, в то время как Мар потерял 600 – больше половины своего войска. Обе стороны заявили о своей победе. Тем не менее, Дональд отступил к Гебридам, а его претензии на графство Росс утратили силу. Тем не менее, граф Мар тоже потерял большое количество знатных союзников. Один из современников писал: «Вся равнина была красной от крови, от холмов и до низин кровь струилась потоками…». Сегодня на месте сражения стоит монумент, поставленный по заказу городского совета Абердина к 500-летней годовщине сражения. На нем изображены гербы дворян, сражавшихся при Харлоу в 1411 году, и погибших в том бою.
Существует местная легенда, связанная с этим легендарным сражением. Один местный юноша по имени Хози должен был играть свадьбу 24 июля 1411 года, однако вместо свадьбы он был вынужден отправиться сражаться горцами, как и все его товарищи. В сражении он попал в плен и был увезен на Острова. Некоторое время спустя он сумел сбежать и вернуться в Харлоу, где и узнал, что его возлюбленная уже вышла замуж за другого. Как говорят, он поднялся на холмы Беннаки, где он и его любимая раньше любили встречаться, лег на траву и умер от горя. Он был похоронен на том же самом месте, а вскоре там забил источник. Местные утверждают, что в нем течет не вода, а слезы несчастного парня.