Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

В диких условиях

(2007, США) Фильмы про героев с заскоками - неважно, двинутых на всю голову или лишь на половину, - были, есть и будут любимой темой кинематографистов. "Полёт над гнездом кукушки", "Человек дождя", "Форрест Гамп", "Запах женщины", "Игра в имитацию", "Игры разума", "Столетний старик...", "Прогулка"... Чем именно цепляют зрителя такого рода истории (само собой, при условии, что сняты они мастерски и со вкусом), вопрос чертовски интересный. Хотя, вероятно, не такой уж сложный. Причиной интересности этих лент является обычная... зрительская зависть. Не чёрная, нет - с чего бы вдруг? - а добрая зависть к чудаку, который умудряется не быть задолбанным каждодневной рутиной и счастлив от того, чем живет и дышит, даже если это занятие не приносит ему ни копейки денег. А поскольку большинство из нас погрязло в быту и не ощущает аналогичную внешнюю и внутреннюю свободу, нам остается лишь сопереживать в кино тому, кто ею обладает. Особенно, если этот герой вдобавок не лишен обаяния и его поступки
Оглавление

(2007, США)

Аляска, сэр!.. Купил винтовку в придорожном супермаркете безо всякого разрешения - и в путь.
Аляска, сэр!.. Купил винтовку в придорожном супермаркете безо всякого разрешения - и в путь.

Фильмы про героев с заскоками - неважно, двинутых на всю голову или лишь на половину, - были, есть и будут любимой темой кинематографистов. "Полёт над гнездом кукушки", "Человек дождя", "Форрест Гамп", "Запах женщины", "Игра в имитацию", "Игры разума", "Столетний старик...", "Прогулка"... Чем именно цепляют зрителя такого рода истории (само собой, при условии, что сняты они мастерски и со вкусом), вопрос чертовски интересный. Хотя, вероятно, не такой уж сложный. Причиной интересности этих лент является обычная... зрительская зависть. Не чёрная, нет - с чего бы вдруг? - а добрая зависть к чудаку, который умудряется не быть задолбанным каждодневной рутиной и счастлив от того, чем живет и дышит, даже если это занятие не приносит ему ни копейки денег. А поскольку большинство из нас погрязло в быту и не ощущает аналогичную внешнюю и внутреннюю свободу, нам остается лишь сопереживать в кино тому, кто ею обладает. Особенно, если этот герой вдобавок не лишен обаяния и его поступки раз за разом вызывают улыбку.

Ну что, вы заметили у этого человека хоть какие-нибудь признаки любви к экстремальному бомжеванию? Не видите? А между тем они в нём есть и скоро вырвутся наружу.
Ну что, вы заметили у этого человека хоть какие-нибудь признаки любви к экстремальному бомжеванию? Не видите? А между тем они в нём есть и скоро вырвутся наружу.

В отличие от того же Форреста Гампа, ныне покойный Кристофер МакКэндлесс был настоящим, а не выдуманным человеком. Поэтому следить за его приключениями вдвойне интереснее, поскольку все они вписываются в рамки жизненного реализма. Хотя, конечно, трудновато представить себе успешного выпускника университета, который, едва получив диплом, вдруг отдает почти все имеющиеся у него на тот момент деньги (24000$) на благотворительность. После чего, прикупив лишь самое необходимое, отправляется в бессрочный и бесцельный (поначалу) поход по родной американщине и соседней мексиканщине. Причем не оповестив о своём бегстве никого, даже родителей и сестру.
Иными словами, Крис добровольно зачислил себя в бомжи, разве что в культурные. Такие, которые следят за собой, не роются в помойках, продолжают заниматься самообразованием и не чураются любой работы, когда нужда вконец подопрёт.
Как говорится, а вам слабо́ подтереться своим дипломом о высшем образовании и отправиться с рюкзачком по России, питаясь грибами, ягодами, кореньями, пойманной рыбой и всем, чем еще повезёт разжиться на полном безденежье?
Вот только идеология, которой руководствуется МакКэндлесс, по-детски наивна и порой сама себе противоречит. "Долой вещизм и извечную погоню за материальным благосостоянием! - декларирует Крис своим родителям-миллионерам. - К черту карьеру! Айда все в дикую природу искать духовного просветления!" Как бы то ни было, но полностью отказаться от благ цивилизации наш идейный бродяга не торопится. Ходить пешком по бездорожью ему в напряг, поэтому он передвигается по дорогам автостопом или зайцем на грузовых поездах. Ночует тоже не на голой земле под звездным небом, а в палатке или где повезет найти крышу над головой. Огонь первобытным методом трения тоже, само собой, не разводит. Да и лодку для сплава по реке не мастерит собственными руками, а покупает ее в магазине на заработанные у фермеров доллары. Так что, как видим, изжить из себя вещизм у Криса не вышло. Просто с радикальной сменой образа жизни у него изменился и круг запросов, однако тяга парня к элементарным удобствам при этом как была, так никуда и не делась.

От благ цивилизации под названием "книги" МакКэндлесс тоже не спешит отказываться.  Равно как от очков, а заодно от хорошей одежды и обуви. Ага, вещизм? Да что вы, конечно же, нет! Вы просто всё совсем не так поняли!
От благ цивилизации под названием "книги" МакКэндлесс тоже не спешит отказываться. Равно как от очков, а заодно от хорошей одежды и обуви. Ага, вещизм? Да что вы, конечно же, нет! Вы просто всё совсем не так поняли!

Впрочем, известным Кристофер МакКэндлесс стал не из-за своего бомжевания в южных штатах - мало ли по ним шастало и по сей день шастает "дауншифтеров" вроде него. Прославился он благодаря своим приключениям не там, а на Аляске. Куда он всё это время мечтал попасть, а, попав, огрёб столько впечатлений, что их хватило ему до конца жизни. Забравшись в самую глушь без компаса и карты, зато не забыв купить винтовку с оптическим прицелом и взять свой привычный рюкзак, Крис неожиданно наткнулся в тех дебрях... на старый полуразобранный автобус (!), который ныне изредка служил охотничьим домиком для местных промысловиков. И который наш ненавистник вещизма опять-таки предпочел ночёвкам в холодной палатке, где не было кровати с матрасом и печки-буржуйки.
Хотя, конечно, аляскинская жизнь на подножных харчах и охоте была уже не чета той, что МакКэндлесс вёл в Калифорнии, где было тепло и часто встречались добрые самаритяне, делившиеся с ним куском хлеба. Правда, однажды Крису даже повезло убить лося (за что при отсутствии охотничьей лицензии, сказывают, на Аляске можно загреметь в тюрьму на немалый срок). Вот только эта гора мяса быстро пришла в негодность, так как Крис не смог ее нормально прокоптить и сохранить. Да и в остальном бомжу-романтику перестало фартить, а тут еще коварная речка по соседству разлилась и отрезала ему путь к отступлению обратно в цивилизацию...
Чем завершилась северная одиссея МакКэндлесса, я спойлерить не буду. Эта картина хоть и не новая, но с моей стороны было бы некрасиво ломать интригу тем из вас, кто в своё время проморгал "В диких условиях", но всё же не прочь пойти и с ними ознакомиться.

Кто-то видит на этом снимке прежде всего горы, снег и лучи закатного солнца. Ну а кто-то - идиота, зарабатывающего себе простатит, сидя на холодном железе.
Кто-то видит на этом снимке прежде всего горы, снег и лучи закатного солнца. Ну а кто-то - идиота, зарабатывающего себе простатит, сидя на холодном железе.

***

В общем, несмотря на то, что я чуток покритиковал главного героя этой ленты и его противоречивое мировоззрение, само кино о нём исполнено выше всяких похвал. И нынче оно считается наиболее удачной работой Шона Пенна-режиссёра, справедливо завоевавшей и хорошую кассу, и много наградных номинаций (правда, выигравшей в итоге лишь две из них). И пусть наивный бомж-романтик Крис не вызывает у меня ни симпатий, ни сострадания, но, как я сказал ещё вначале: чисто по-человечески мне завидно, что МакКэндлесс со всеми своими бзиками жил куда более свободной и раскованной жизнью, нежели я, даром что у меня нет желания бросить всё и пойти по его стопам.

Жаль, что в Шон Пенн стал так редко сам снимать фильмы. Всё-таки художник он на грани гениальности и порой рисует чумовейшие картины даже там, где большинство других режиссёров увидело бы обычный банальный пейзаж.
Жаль, что в Шон Пенн стал так редко сам снимать фильмы. Всё-таки художник он на грани гениальности и порой рисует чумовейшие картины даже там, где большинство других режиссёров увидело бы обычный банальный пейзаж.