Найти в Дзене
Редактура или жизнь

Решение в сиквеле

Пожалуй, самый инстинктивный из всех строительных элементов сцены/сиквела – это решение. Эта третья и последняя часть сиквела вырастает из дилеммы персонажа и подводит напрямую к цели следующей сцены. Решение – это маленький двигатель в тылу вашей истории, который поддерживает её движение. Вполне возможно, что без него ваш персонаж мог бы сидеть и думать над дилеммами до конца своих дней. Но хорошие истории требуют движения вперёд, и единственный выход из дилеммы – это решение, правильное или неправильное.

Как и всегда, ключ к хорошему решению – это гарантия того, что оно является прямым следствием предшествующей ему дилеммы. Случайное и не имеющее ни к чему отношения решение, может быть, и будет двигать сюжет, но не по той прямой, по которой хотят двигаться читатели. Если дилемма вашего персонажа заключается в том, что приготовить на ужин, то его решением должно быть приготовить бифштекс из вырезки и картофель по-лионски, а не бежать в госпиталь, чтобы сдать кровь.

Цели – долгий срок, решению – короткий

Чаще всего дилемма вашего персонажа – не такой вопрос, который может быть решён быстро и просто. На самом деле, лучше даже избегать слишком большого количества простых дилемм/решений подряд. Если персонаж будет сталкиваться с одной легко решаемой проблемой за другой, история начнёт казаться разрозненной, а читатели начнут сомневаться в непреодолимости препятствий.

Здесь в игру вступает фактор «Цель – в долгосрочной перспективе, решение – в краткосрочной». Если проблема вашего персонажа заключается в том, как жениться на той милой соседке, то ему придётся столкнуться с множеством мини-дилемм на пути к достижению конечной цели. Думая над решением вашего текущего сиквела, ищите первый шаг, который должен совершить персонаж. Возможно, он действительно решил жениться на той девушке в первом сиквеле, но ему также нужно принять решение относительно ближайшего, актуального на настоящий момент действия. Например, его решением будет извиниться за то, что он накричал на её собаку.

Решение – очевидное или невероятное?

Решения вашего персонажа формируют сюжет. Если все его решения будут очевидны и легко исполнимы, история выдохнется. Не хотелось бы, чтобы герои всё время принимали решения по поводу нелепых или нелогичных действий. То, что вам нужно – это чтобы испытания не заканчивались, а читатели продолжали гадать, что же будет.

Самым логичным действием для нашего страдающего от безответных чувств героя, который пытается жениться на своей соседке, может быть приглашение погулять. Здесь нет ничего неправильного, поскольку эта задача может привести к множеству разных интересных поворотов. Однако мы можем покопаться в воображении и найти несколько более неожиданных вариантов, заставив героя принять иное решение.

Может быть, он решит спеть серенаду под её окном. Может быть, он вообще решит забыть о ней. Или, как Анабель Симс в классической кинокартине «Каждая девушка должна выйти замуж» Дона Хартмана, он изучит каждый шаг этой девушки и постарается ненавязчиво проникнуть в её повседневную жизнь.

Решение – проговорить или не проговорить?

Вам всегда будет хотеться выразить решение вашего персонажа словами. Однако, возможно, не всегда будет хотеться делать это открыто. Часто решение понятно из предшествующей ему дилеммы или из цели следующей сцены. Иногда решение принимается за секунды до того, как персонаж действует в соответствии с ним, и в этом случае оно сливается с целью.

Ниже несколько рекомендаций:

· Не произносите решение, если оно каким-либо образом повторяет ранее сказанное или объясняет и так понятное читателям. Если решение понятно из контекста, оно не требует выраженных пояснений.

· Произносите решение прямо, если сам акт решения также важен, как и цель (например, если решение само по себе является поворотной точкой для героя).

· Произносите решение прямо, если вам нужна прочная связь между сиквелом и следующей сценой (например, если арки других персонажей разделяют решение и цель и/или решение является сильной концовкой главы).

Варианты решения в сиквеле

Вы не найдёте более простой литературной техники, чем решение в сиквеле. По сути варианты сводятся всего к двум:

1. Предпринять действие.

2. Не предпринимать действий.

Оба выбора приемлемы, но обычно хочется принять за персонажа решение, которое заставит его действовать. Конечно, вы хотите, чтобы ваш персонаж являлся причиной событий, а не сидел и не ждал, пока события случатся с ним. Тем не менее у вас будут и моменты, когда решение персонажа не предпринимать ничего будет также важно для сюжета и также показательно в отношении его внутреннего конфликта, как могло бы быть самое захватывающее из действий.

Каждое конкретное решение вашего персонажа будет, конечно же, зависеть от природы его дилеммы. Его решение может быть каким угодно, от «Сегодня я надену синие носки» до «Я пожертвую свой жизнью, чтобы спасти всех в том горящем здании». В любом случае это решение преобразуется в цель, подпадающую под одну из пяти категорий, которые мы рассматривали в Главе 15.

Вопросы, которые нужно задать себе в отношении решений в сиквеле

Прежде чем вы завяжете ленточки на своём сиквеле и назовёте его готовой упаковкой, найдите минутку и проверьте себя, используя следующие вопросы:

1. Является ли ваше решение естественным результатом дилеммы?

2. Ведёт ли ваше решение к важной цели?

3. Если ваша дилемма - это долгосрочная проблема, свели ли вы решение к первому логическому шагу в решении этой проблемы?

4. Решается ли ваша дилемма слишком легко с помощью решения, или же решение приводит к новым трудностям, так как персонаж принял неверное решение или же решение предыдущей дилеммы привело к появлению новой?

5. Если ваш персонаж решает не предпринимать действий, является ли это логичным и значимым шагом в рамках сюжета? Развивает ли это конфликт?

6. Является ли решение вашего персонажа в достаточной степени важным, чтобы быть напрямую озвученным в сиквеле?

7. Если вы озвучили решение прямо, не дублирует ли оно информацию в свете дилеммы или последующей цели?

Решение сиквела на практике

Итак, как же эти финальные строительные блоки сиквела выглядят в действии? Обратимся ещё раз к нашим книгам и кинофильмам.

· «Гордость и предубеждение»: Вторая глава заканчивается дилеммой женской половины Беннетов о том, как организовать встречу с мистером Бингли. Это, разумеется, лишь первый шаг на пути к решению гораздо более крупной дилеммы всей истории - как женить Бингли на одной из сестёр. Решение не озвучивается прямо, но суть решения (мистер Беннет в подходящий момент пригласит Бингли на ужин) ясна и из самой дилеммы, и по фактической отправке приглашения в начале следующей главы.

· «Эта замечательная жизнь»: Дилемма Клэренса - как убедить Джорджа, что он не должен сводить счёты с жизнью, чтобы страховой выплатой компенсировать недостачу на счетах "Билдинг энд Лоун". Необдуманный комментарий Джоржда о том, что его любимые люди жили бы лучше, если бы он никогда не родился, приводит Клэренса к решению: он просит Джозефа исполнить желание Джорджа. Решение плавно переходит в цель следующей сцены - доказать Джорджу, что его уверенность в своей никчёмности совершенно безосновательна.

· «Игра Эндера»: Дилемма Эндера о том, как не пойти в школу, превращается в нечто более масштабное, когда Графф и его люди появляются в доме и предлагают альтернативу - поступить в Школу тактической подготовки. Хотя решение Эндера пойти с Граффом в итоге решает дилемму текущего сиквела, оно приводит к новому повороту, который потребует целой главы объяснений и уговоров.

· «Хозяин морей: На краю земли»: После обсуждения битвы с офицерами капитан Обри идёт против их ожиданий и выносит решение остаться в Тихом океане, починить корабль на ходу и вернуться к преследованию "Ахерона". Такое прямое озвучивание решения очень важно, поскольку тот факт, что Джек под свою ответственность выходит за рамки приказа, на данный момент более важен, чем сама цель. Это решение будет двигать и сюжет, и собственную арку Джека.

Теперь вы знаете, как построить всю Сцену, от сцены (цель, конфликт, катастрофа) до сиквела (реакция, дилемма, решение). Расположите ваши грамотно построенные Сцены друг за другом, и не успеете оглянуться, как у вас получится целостная, прочно связанная история!

________

Если вам нравятся мои переводы, вы всегда можете поддержать их дальнейшее создание - хороших материалов по литмастерству много не бывает!

Яндекс.Кошелек: 41001537163489