Сразу несколько кусков данных на глаза попались на одну и ту же тему. На тему слияния финтеха и онлайна.
(Кстати, пока что, пожалуй, большого взрыва можем ждать в этом году от Amazon, который в этом направлении в последнее время идет, кажется, агрессивнее чем Google и Facebook. Amazon Cash, Prime Rewards Visa, попытки войти в страховую медицину, запуск страхового маркетплейса, вот это вот все. А чего стоят весенние новости о его переговорах с крупнейшими штатовскими банками о создании банковского продукта для молодежи и людей, сегодня банковскими услугами особо не пользующихся).
В принципе, логично – сэкономить на эквайринге и добавить к своим данным колоссальный кусок транзакционных (пользователи Amazon – 75% американских домохозяйств)
Но ждут ли этого слияния пользователи?
Опрос Bain&Company среди пользователей Amazon Prime, захотели бы они попробовать бесплатный банковский аккаунт от Amazon с 2% кэшбеком на покупки – 65% «за».
Опрос Capgemini среди более 10 тысяч клиентов банков в 20 странах – всего 51% доволен их взаимодействиям с банками в отделениях и лишь 47% — в мобильных приложениях. Неудивительно, что порядка трети опрошенных всерьез готовы рассмотреть предложение банковских услуг от интернет-гигантов типа Facebook, Amazon, или Google с Яндексом. Среди тех, кто «на ты» с технологиями – таких 51%, среди тех, кто активно недоволен своим текущим банком и ищет альтернативы – 70%.
Что и говорить, несмотря на все усилия, прикладываемые банками в области персонализации, и данных у них маловато (сравним – они знают, где пользователи тратят (как правило, даже – не что), интернет-компании – чем пользователи интересуются. Что важнее для персонализации? Вопрос риторический) и ресурсов и компетенций у них меньше, чем у интернет-конкурентов.
Здесь может выручить кооперация банков с финтех-стартапами и теми же интернет-компаниями. Но пока все такое взаимодействие выглядит слишком уж фрагментированным по сравнению с тем же Китаем, где Ant Financial (фин.подразделение Alibaba, если что) на неделе выкатило целый бренд для своих B2B-продуктов для традиционных банков – Ant Financial Technology, услугами которого уже пользуются более 100 местных банков, 60 страховых и 40 брокерских компаний.
Антифрод, скоринг, персонализация продуктов – вот это вот все. Мы, к сожалению, здесь запаздываем на несколько лет. И, насколько я понимаю, стратегически созданием финтех-продуктов, как направления, не занимаются ни Яндекс (у того хоть Деньги есть, которые эту роль в какой-то мере выполняют), ни Мейл.