И тяжелая, и легкая кавалерия в годы Второй Мировой превратилась в бронетанковые войска и перестала существовать в своем традиционном виде. Однако некоторые виды кавалерии этого превращения избежали: те, где основой были не индивидуальные действия боевой единицы, а специальная тактика. В том числе линейная и стрелковая кавалерия.
Линейная тактика в кавалерии
Сама по себе идея, что кавалерию можно заставить действовать строем – крайне редкая, можно сказать, маргинальная. Она время от времени появлялась в военном искусстве, но только под влиянием необычных обстоятельств, необычных видов вооружения.
Так, например, в Средние Века тяжелая и штурмовая кавалерия столкнулась с большой проблемой: ее раз за разом громила линейная пехота, пикинеры. Вооруженные копьями, они создавали на пути кавалерийской атаки непреодолимый барьер: как бы тяжело ни был бронирован всадник, до пехотинца он просто не дотягивался. Затем его лошадь получала копье под брюхо, и грозный рыцарь превращался в подобие черепахи.
Естественно, сразу возникли идеи: а почему бы не изменить рыцарское копье, сделав его длиннее, чем копье пикинера? Однако это не так-то просто: пришлось облегчить броню всадника, чтобы его вес с копьем не был чрезмерным, и сделать доспех менее громоздким – иначе с таким копьем было бы не управиться. Такая кавалерия переставала быть универсальной, «основной»: в ближнем бою против других всадников она проиграет, как и в ближнем бою с пехотой. То есть получались «подразделения одного удара»: они сминали любого противника, пока держали строй, но если первого удара было недостаточно или их самих атаковали во фланг, то исходом было разгромное поражение. Атаковать, сломать строй врага и отойти – и пусть разбегающегося врага рубит легкая кавалерия, пока линейные всадники заново строятся в линию.
По мере развития огнестрельного оружия основным врагом линейной кавалерии перестали быть пикинеры, что позволило почти полностью снять с нее броню. И, соответственно, повысить скорость, которая теперь стала основной защитой от огня противника. Получились знаменитые «уланы». Но в целом линейная кавалерия уже доживала свой век, и прекратила свое существование как реальная сила практически одновременно с линейной пехотой.
К сожалению, в массовом сознании действия кавалерии по-прежнему ассоциируются с организованными ударами линейной кавалерии, держащей плотный строй (не обязательно линию: может быть, например, клин). Так кавалерия не воевала никогда, кроме непродолжительного периода существования линейной кавалерии в 15-19 веках. Увы, очень сложно бороться с настолько укоренившимися стереотипами.
Стрелковая кавалерия
Второй вариант кавалерийской тактики, существовавший с древнейших времен, но расцветший в раннее новое время – это обстрел противника издалека или, как это принято называть в теории, «hit&run» («бей и убегай»). В древности так действовали конные лучники, а в Новое время – конные стрелки. Преимущество кавалерии над пехотой в этой тактике троякое: во-первых, в движущегося всадника сложно попасть. Во-вторых, стрелковая кавалерия быстрее окажется в нужном месте, в том числе способна быстрее уйти из-под удара вражеской кавалерии. В-третьих, стрелки на конях быстрее сокращают дистанцию, в то время как пехотная колонна или линия вынуждена зачастую долго идти под огнем в сторону противника.
Стрелковая кавалерия потеряла свой авторитет еще быстрее, чем линейная: уже в 19в. она практически не использовалась. Причиной тому стали новые ружья и винтовки, дальнобойные, слишком громоздкие, чтобы вести огонь, сидя на лошади.
Как не трудно догадаться, появление более эффективного транспортного средства (двигателя внутреннего сгорания) «возродило» стрелковую кавалерию. На ее место пришли джипы. Классическая картинка войны в любом африканском или ближневосточном государстве – внедорожник с пулеметом – в полной мере отражает идеологию стрелковой кавалерии. И кавалерийская тактика «бей-беги» сегодня более чем актуальна.
Как не трудно заметить, и у стрелковой, и у линейной кавалерии есть один общий недостаток. Если ваша эффективность обусловлена умением держать строй или дистанцию, то вести бой может лишь тонкая линия боевых единиц. Если вы врубаетесь в ряды противника – то наличие больших масс полезно; а если вы действуете передней линией, то задействовать одновременно можно лишь небольшое количество боевых единиц. То есть линейная и стрелковая кавалерия очень плохо массируется: крупные подразделения намного менее эффективны, чем мелкие. Поэтому и линейная, и стрелковая кавалерия появляется там, где у воюющих стран мало денег, или где кавалерийское вооружение стоит очень дорого. Именно поэтому стрелковая кавалерия так популярна в гражданских войнах.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory