Подумалось: а был ли в позднесоветском кинематографе пример фильма, созданного с использованием канонических штампов, чтобы при этом картина не казалась убого-смешной или удручающе-скучной? Да. Такой вариант есть — это великолепный детский сюжет «Приключения Электроника» (1979). Причём, в годы создания и выпуска эти каноны уже давно не использовались. Итак!
Противопоставление радостной советской жизни и тамошнего-буржуинского кошмара явлено через антитезу света и тьмы; дня и ночи. Запад показан через коллективный образ мафиози, которые не могли стать чем-нибудь иным (когда шофёр Стампа показывает Электронику карты, сетуя: «Вот всё, что я видел в жизни», он недалёк от идеологически-правильной истины).
Второй символ - годами не работающие часы на башне. Остановившееся время, застывшее в ночном мороке. В позднем СССР считалось хорошим тоном показать манящие огни и рекламы «загнивающего капитализма». Здесь — ничего этого нет. Лишь — минусы. Как в 1930-1950-х годах. После фильма об Электронике, туда не хочется даже на работу по линии Внешторга. Не токмо что навсегда.
Далее — положительная девочка зовётся Майя Светлова и она спортивная чудо-блондинка (свет). Ужасная девочка (не занимающаяся спортом!) носит фамилию Кукушкина (кукушка — неприятная птица, подбрасывающая своих детей в чужие гнёзда, да и голосок у неё не самый сладкий). Имя Зоя, несомненно, дивное и осенённое героизмом, но тут оно звучит, как насмешка.
Да, конечно, доносчица Кукушкина — смуглая, худая брюнетка. Это противопоставление часто использовалось в ранне-советском искусстве, когда белокурому красавцу-ГТОшнику противостоял сутулый шпион (вредитель, мещанин, подкулачник) с чёрной чёлочкой. Даже фашисты в раннесоветском кино - ни разу не арийцы.
Пионер — белокур, хулиган — тёмен. Брюнет — бросает, блондин — жалеет. Брюнетка — модница, блондинка — умница. Так и здесь — ясноглазая Майя (от Первомайских праздников) противостоит тёмной кукушке, «укравшей» имя Зоэ (жизнь). Впрочем, и главгероев тоже выкрасили в пшеничный цвет, хотя, никакого указания на сей счёт в первоисточнике не найдено.
Что ещё? Культ двух важнейших направлений: спорта и математики. Да, в книжке об этом говорится и ещё более откровенно, ибо писалось в 1960-х. Но фильм-то 1979 года, а эра стабильности (не хочу называть её «застоем») - эпоха гуманитариев. Здесь же над гуманитарными науками, если не потешаются, то считают их второразрядными по сравнению с точными, техническими. Над пением вообще подсмеиваются и это весьма заметно.
Плюс — бесконечное мотивирование к физкультурным победам. Как в фильме … «Вратарь» фактически. В этой нарочитой спорт-теме «Электроника» звучит нечто, вроде «закаляйся, как сталь», как железо, как... робот. Сыроежкин начинает себя уважать, когда сам забивает решающий гол. И учитель математики - второй нормальный взрослый после технаря Громова. Рефрен о человеке. Вот, что главное-то.
Ты — человек, если помогаешь людям и приносишь пользу. В раннем СССР и во времена Оттепели это постулировалось неукоснительно. В 1970-х и особенно 1980-х — размывалось. Хомо-советикусу разрешили быть нервным, расслабленным и рефлексирующим безо всякого повода. Всё одно: человек. Тут — нет. И Сыроежкин именно что — исправляется в конце. Как положено. Без всяких отступов и сглаживания углов... И да, сначала-то полагали, что быть человеком = ыть сверхчеловеком. А потом - сдулись.
Зина Корзина (с)