Найти тему
Герман Ломов

«Светлый ручей»

Оглавление

«Светлый ручей» хореографии в мутных водах диктатуры.

История триумфа и краха опального балета времён «культа личности».

Помогающей другим становиться лучше…

Ужасный век, ужасные сердца!
А.С. Пушкин, «Скупой рыцарь»
Грубый век, грубые нравы. Романтизьму нету,
не дают человеку спокойно… жить!
Л.И. Гайдай, «Не может быть!»
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
В.С. Высоцкий, «Я не люблю»

Балетоман я тот ещё. По мне что «Баядерка», что «Сильфида» - один… в общем, овощ. Что можно ждать от пацана с рабочей окраины пусть даже третьего города страны?

Главное обстоятельство, повлиявшее на моё личностное развитие – та самая «рабочая окраина» – точнее и не сказать. До недавнего времени я вообще считал, что «хореография» от слова «хор»…

Почему предмет исследования – опальный «Светлый ручей»?

Но драматическая история триумфа и краха последнего балета Шостаковича – «Светлый ручей» – меня просто ошеломила!..

Своей несправедливостью, своим нелепием, абсурдом и фарсом, которые только и могли произойти во времена «культа личности».

-2

В сегодняшних реалиях такое даже представить себе невозможно. И уж, казалось бы, о бесчинствах сталинского режима исписаны тысячи трудов, как художественного, так и документального толка, но индивидуально-персонифицированная трагедия, тем паче трагедия Художника, всегда воспринимается наиболее остро.

И, конечно же, для оккультиста неприемлемо никакое объяснение случившегося причинно-следственными связями или ещё хуже слепой волей случая. Он воспримет только метафизический контекст. Такая вот особенность пралогического мышления…

Кулиса балета "Светлый ручей"
Кулиса балета "Светлый ручей"

Поэтому, безусловно, краеугольный камень настоящий работы – размышления о пользе элективных гороскопов, иными словами карт, связанных с выбором оптимального времени наступления какого-либо планируемого события.

Неоспоримая роль либретто

Но «начнём с начала», каковым для любого художественного произведения является его автор (авторы).

Обыватели часто спорят, что предшествует созданию песен – слова или музыка. В балете, как одном из видов, пожалуй, самого консервативного вида искусства, «в начале было» либретто. Оно – тот скелет будущего произведения хореографии, на который наслаивается всё остальное, его костяк.

-4

Авторство либретто «Светлого ручья» принадлежит Адриану Пиотровскому и Фёдору Лопухову. Для людей, далёких от «балетных опер», эти имена не скажут ничего.

Тем интереснее посмотреть, что за люди стояли у истоков создания опального балета «Светлый ручей». Действительно ли это мастера и корифеи или, что называется, «зашли с улицы» и «слабали невесть что», за что и получили заслуженную оплеуху?

далее