Почему на площадке мясокомбината начали делать галоши? Как уживаются рядом «парадный» и «секретный» военные городки? Как поэту-самоубийце удалось воспеть свою промышленную родину?
После великих строек первых пятилеток границы города значительно расширились. Ранние советские районы были продуманы композиционно и функционально, однако стройным планам Большого Свердловска не суждено было сбыться. Вторая волна роста города была связана с началом Великой Отечественной войны и масштабной эвакуацией предприятий центральной России и Украины на Урал. Только в Свердловск за 1941 и 1942 эвакуировали около 60 крупных предприятий.
По железной дороге сюда доставляли оборудование, архивы, лаборатории — все, что удалось быстро собрать и вообще, возможно было перевести. Вторая важная задача, которую нужно было выполнить после переезда — сразу развернуть производство на новом месте. Размещением заводов занималось специально созданное при областной администрации управление по эвакуации.
В целом при перезапуске завода было три варианта: либо оборудование передавалось на похожие по профилю заводы (так были увеличены мощности Уралмаша), либо предприятия размещались в самых неожиданных и неприспособленных для производства комплексах. Так, например,приборостроительный завод разместился в здании, которое строили для библиотеки Белинского. Был и третий вариант — заводы «выбрасывали» на пустующее пространство за городом, и приходилось не только быстро налаживать производство в чистом поле, но и возводить минимальное необходимое жилье и инфраструктуру работников. В таких условиях об архитектуре и градостроительстве речи практически не шло. В этот период в городе сформировалось несколько районов, один из них — район Вторчермет.
ВторРезиноМяс
На юг из города выходил Елизаветинский такт, сам город заканчивался на улице Южной. В этом направлении еще до революции из города вынесли несколько скотобоен. В 30-е у места, где железная дорога подходит к Елизаветинскому тракту, выделили площадку для строительства мясокомбината. Рядом с площадкой возник поселок Мясохладстрой — двухэтажные дома из бруса для строителей нового завода. Никакого трамвая в районе еще не было — ближайшая конечная находилась на загородной площади, где сейчас расположен Южный автовокзал. Елизаветинский тракт стал улицей с уютным названием Водопроводная.
В 1939 году мясокомбинат был запущен, большая часть цехов продолжала строиться, но уже в 1942 году цеха комбината использовали для размещения нескольких эвакуированных заводов. Это были предприятия из Киева, Москвы и Ленинграда. Последний — самый знаменитый Ленинградский«Красный треугольник» — одно из старейших предприятий по выпуску резиновой продукции в России.
У завода было треугольное клеймо, «которое помещается на каждом предмете, насколько позволяет его форма и величина».
Еще в Российской Империи завод получил прозвище «Треугольник» за свое необычное клеймо.
Три этих предприятия были объедены в завод Резинотехнических изделий. РТИ стал производить, в первую очередь, резиновые детали для машиностроения — приводные ремни, различные уплотнители и другие элементы, без которых невозможно было бы собирать танки и самолеты. Производство заняло часть цехов мясокомбината, который продолжал тем временем тоже работать и производить продукцию для нужд фронта, а также было раскидано по множеству других помещений. Современные корпуса РТИ построили уже после войны, на проходной в виде барельефа запечатлены работники завода.
В 1949 году для переработки отходов мясокомбината был заложен Екатеринбургский жировой комбинат — ЕЖК. Завод строили 11 лет, но все усилия оправдали себя: начав с выпуска маргарина и стирального порошка,комбинат занял свою нишу в сердцах и желудках свердловчан и благодаря майонезу. Легенды о Екатеринбурге, как самом потребляющем майонез городе в стране, являются частью местной идентичности. Не представляю,как можно сделать корректное сравнение, но внести город в книгу рекордов Гиннеса за его гордость своим майонезом, пожалуй, стоит.
Сам завод Вторчермет, который привезли на Урал из Киева, расположился еще южнее. Завод перерабатывал металлический лом и выпускал брикеты металла, шедшие на вторичную переработку на Уралмаш и заводы Нижнего Тагила. Его призаводская площадь по сути стала центром всего района, в 60-х здесь появилась конечная остановка трамвая Вторчермет.
Таким образом, за годы войны в треугольнике между Водопроводной (ныне Титова) и железной дорогой развернули свою деятельность три совершенно разных предприятия. Ни одно из них не было реэвакуировано. По сравнению с экстренным пуском заводов, организации жилья и инфраструктуры для работников было второстепенной задачей. Район строился довольно хаотично, большую часть жилых зданий возвели уже после войны. Первыми инфраструктурными объектами были учебные заведения — школы и техникумы.
После войны построили Дом культуры «Вторчермет» — необычное здание с классическим портиком, почему-то поставленное задом наперед — главным фасадом от главной улицы.
Несмотря на свой скромный вид, ДК стал настоящим центром культурной жизни и отдыха района — здесь располагался зал с кинотеатром и работали кружки. Сегодня в здании находится Чкаловский библиотечный информационный центр. Часть помещений сдается.
Уже ближе к 70-м в районе стали появляться по-настоящему большие культурные центры — на севере построили Дом Культуры РТИ, на призаводской площади Вторчермета — кинотеатр «Южный».
Военные городки
Еще одним наследием Великой Отечественной войны являются военные городки, расположенные в глубине района Вторчермет.
Военные городки № 19 и № 32 берут свое начало от учебной военной части,которая расположилась здесь в начале войны. В части новобранцы проходили обучение перед отправкой на фронт. После войны возникло два военных городка.
Военный городок № 32 — это части быстрого реагирования: в них размещаются военные, готовые первыми вступить в бой «если завтра война,если завтра в поход». Именно они демонстрируют нам военную мощь на парадах 9 мая. Военный городок № 19 — одна из самых таинственных и засекреченных территорий. Он был создан в 1949 году и по факту является закрытым военным институтом по работе с биологическим оружием.
Территория городка полностью автономна. Внутри было все необходимое для жизни — садики, общеобразовательная и музыкальная школы, стадион,магазины, клуб, больница, почта. Также у городка была своя телефонная станция — связь существовала внутри территории, но наружу позвонить было невозможно. До сих пор попасть внутрь городка можно только по пропускам,все жилье внутри и сейчас остается ведомственным. Несмотря на закрытость территории, ее жители в основном с теплотой и ностальгией говорят о спокойном советском детстве.
С деятельностью городка связывают катастрофу, случившуюся на юге Свердловска в 1979 году. В течение нескольких летних месяцев в районе стали болеть и умирать люди. Им ставили официальный диагноз «пневмония»: поначалу не было никаких официальных заявлений. Проведенные позже независимые расследования говорят о возможной утечке спор сибирской язвы из военного городка № 19. Информация о настоящей причине смертей и настоящем количестве жертв отсутствует до сих пор.
Борис Рыжий
В 2000 году популярную российскую литературную премию «Антибукер» получил поэт Борис Рыжий. Его связь с районом Вторчермет прослеживается во всем творчестве. В его стихах появляется и топонимика района,и атмосфера рабочего квартала конца 80-х.
Борис Рыжий родился и вырос на Вторчермете, учился в школе № 106. Его взросление и юность пришлись на переломный период, у его поколения уже не было возможности пойти по одобряемому и привычному кругу школа-техникум-завод. В 2000 году, после получения премии, к Рыжему пришла известность: поэт стал публиковаться, но в 2001 году закончил жизнь самоубийством.
В 2005 году инициативная группа сняла документальный фильм о жизни и творчестве Бориса Рыжего. В кадр попал и Вторчермет: его улицы и дворы, в том числе и тот, где жил поэт. Его хорошо помнят старшие соседи, но его сверстников съемочной группе практически не удалось найти.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ и читайте другие истории о районах Екатеринбурга.