Найти тему
Warisnotagame

Когда произошел перелом во Второй Мировой Войне на море? Мидуэй: Первая решающая победа

Даже люди, чьи познания об истории не выходят за рамки школьной программы, обычно слышали что-то о Битве за Мидуэй, в которой американцы нанесли решающее поражение Японии. Обычно слышали как о чем-то далеком и не очень важном, хотя эта битва вскоре оказала невероятно сильное влияние на войну в Европе, в том числе и на Восточном Фронте.

Нападение на Гавайские острова

Прежде всего, само название битвы вводит в заблуждение. Сражение, состоявшееся в начале июня 1942г., не было «Битвой за Мидуэй». Это была битва за Гавайские острова. С самого начала войны японцы понимали, что они «на таймере»: ресурсы США многократно превосходили японские. С самого начала войны США заложили десяток авианосцев, десяток линейных кораблей и множество кораблей прикрытия. Вступление в строй этих сил в 1943г. резко изменило бы баланс: японский флот начал бы в 2-3 раза уступать американскому. Поэтому японцам было жизненно важно выбить американцев из Тихого Океана до конца 1942г.

Дело в том, что Тихий Океан неоднороден. В его западной (японской) части он полон островов. Примерно посередине океана расположены Гавайские острова – американская территория. А дальше до американского побережья нет почти ничего. Это значит, что американский флот мог действовать в Тихом Океане, только отталкиваясь от Гавайев. Их потеря прижала бы его к берегу: слишком долгое плавание вне зоны прикрытия наземной авиацией невозможно. Единственным шансом Японии на победу в войне против США был захват Гавайев и отрезание американского флота от ТВД (театра военных действий) – и Япония упустила свой самый лучший шанс еще в самом начале войны, когда вместо высадки на островах предпочла ограничиться налетом авиации.

Гавайская операция японского флота и отвлекающий удар на Алеуты, а также маневр американского флота, прикрывающего Мидуэй. (Source: Wiki)
Гавайская операция японского флота и отвлекающий удар на Алеуты, а также маневр американского флота, прикрывающего Мидуэй. (Source: Wiki)

В середине 1942г. японские адмиралы поняли, что время уходит. Несмотря на тяжелые потери в Битве в Коралловом море, они решили все же предпринять вторжение на Гавайи, чреватое генеральным сражением со всем американским флотом. Первой мишенью стал небольшой остров Мидуэй на северо-западе гавайских островов, где располагался крупный военный аэродром. Заняв его, японцы смогли бы перебросить туда крупные силы авиации, разместить там склад и приготовиться к штурму основной группы островов. Надо сказать, что соотношение сил вполне позволяло добиться успеха.

Японский флот вторжения насчитывал 5 тяжелых авианосцев, 5 легких/эскортных, 1 сверхтяжелый линкор, 6 линкоров, 4 линейных крейсера и множество крейсеров и кораблей прикрытия. Всему этому великолепию американцы пока что могли противопоставить лишь 3 тяжелых авианосца (включая только что отремонтированный после Битвы в Коралловом Море «Йорктаун») под прикрытием нескольких крейсеров и эсминцев. При желании американцы могли бы прислать и несколько линкоров, но американский адмирал Нимиц вполне разумно решил, что этого лучше не делать. В лобовом столкновении с японскими линкорами американский флот был обречен на поражение, а прикрытие этих кораблей от атак с воздуха только отвлекло бы американские корабли прикрытия от авианосцев. Впрочем, в дуэли 3 авианосцев + аэродрома Мидуэй (примерно эквивалентного тяжелому авианосцу) против 10 авианосцев японцев шансов тоже было немного, требовалось исключительное мастерство маневрирования. Отступить американцы не могли: они тоже хорошо понимали, что Гавайи – ключевая стратегическая позиция во всей войне.

К счастью, японцы совершили крупную ошибку. Им не хотелось рисковать, вступая в бой против американского флота без поддержки наземной авиации. Поэтому они решили выманить американские авианосцы, отправив тяжелый и легкий авианосцы с прикрытием атаковать Алеутские острова (американские базы на севере океана). Этого должно было быть достаточно, чтобы «сорвать с места» оба американских авианосца (напомню, японцы думали, что «Йорктаун» потоплен в Коралловом море). Захватив Мидуэй, они бы вынудили весь американский флот контратаковать в зоне, где у японцев есть прикрытие с воздуха, а у американцев нет (Гавайские острова огромны, и дальности прикрытия с Пирл-Харбора не хватило бы) против втрое превосходящих сил флота.

И в чем же ошибка, спросите вы? Ну, помимо недооценки численности американской группировки? А в том, что японцы решили действовать хитростью там, где можно было одержать легкую победу грубой силой. И хитрость обернулась против них: дело в том, что американцы узнали, где японцы планируют наносить удары. Они взломали кодировки японских сообщений (как – заслуживает отдельного рассказа) и выяснили, что японцы готовят большую атаку. Естественно, японцы в своих сообщениях использовали условные названия мест, а не реальные географические, но кодовое место атаки удалось распознать с помощью радиоигры. Американцы отправили (фейковое) сообщение о нехватке воды на Мидуэе и с радостью прочитали в японских донесениях, что в пункте, на который готовится атака, не хватает воды. В этой ситуации адмирал Нимиц принял на себя ответственность за крайне рискованное решение: не реагировать на атаку на Алеуты, и сгруппировать все свои 3 авианосца в районе Мидуэя.

Адмирал флота Честер Нимиц (1942г.). Один из лучших стратегов Второй Мировой Войны, главнокомандующий Тихоокеанским ТВД, включая и Тихоокеанский флот США. Именно его грамотные стратегические решения позволили США удержаться в 1941-1942гг. Как стратега Нимица характеризует, в первую очередь, его уникальная способность видеть "win conditions" - обстоятельства, которые делают возможной победу при имеющихся ресурсах, и целеустремленно работать над их достижением. Иногда (как при Мидуэе) превосходство противника вынуждает тебя рисковать - но за такими решениями обязательно должно стоять четкое понимание, какие ошибки противника или стечения обстоятельств позволят этому риску оправдаться. (Source: Wiki)
Адмирал флота Честер Нимиц (1942г.). Один из лучших стратегов Второй Мировой Войны, главнокомандующий Тихоокеанским ТВД, включая и Тихоокеанский флот США. Именно его грамотные стратегические решения позволили США удержаться в 1941-1942гг. Как стратега Нимица характеризует, в первую очередь, его уникальная способность видеть "win conditions" - обстоятельства, которые делают возможной победу при имеющихся ресурсах, и целеустремленно работать над их достижением. Иногда (как при Мидуэе) превосходство противника вынуждает тебя рисковать - но за такими решениями обязательно должно стоять четкое понимание, какие ошибки противника или стечения обстоятельств позволят этому риску оправдаться. (Source: Wiki)

Командовавшему этой эскадрой адмиралу Флетчеру было приказано этими силами (чуть меньше 250 самолетов морской авиации + около 100 наземных самолетов, экипажи которых не были обучены морскому бою и даже пикированию на корабли) сделать все возможное, чтобы переиграть в дальнем воздушном сражении японцев. Японцы, в свою очередь, имели около 260 самолетов на тяжелых авианосцах и около 120 на эскортных авианосцах в резерве. То есть американцы имели неплохие шансы в случае, если им удалось бы нанести первый удар – и очень мало шансов, если бы все 380 самолетов японцев (с их опытными пилотами) столкнулись бы с американскими 250 в прямом бою. Еще 100 японских самолетов уплыли к Алеутам и в бою участия не приняли… а могли бы. (не забудем и про японский тяжелый авианосец, оставшийся в ремонте после Битвы в коралловом море)

Поворотный момент

Японский флот атаковал Мидуэй согласно плану. Первая атака практически разгромила всю американскую авиацию, имевшуюся на аэродроме (благодаря превосходству в силах и подготовке). Однако это была запланированная потеря: Флетчер хотел, чтобы удар основных сил японцев пришелся на практически бесполезные наземные самолеты, а не на его авианосцы. В это самое время американские авианосцы с севера подошли к зоне сражения. Флетчер, получивший донесение о примерном расположении японского флота, принял решение не атаковать десантную группу (линейные крейсера и транспорты с пехотой), шедшую к острову, а вместо этого искать авианосцы противника. Его задачей было атаковать японские авианосцы в тот момент, когда на них будет происходить подготовка японских самолетов к новому вылету – это означало, что японцы не смогли бы эффективно обороняться. Японцы держали на случай появления американцев небольшой резерв, но в конце концов решили использовать его для повторной атаке по аэродрому, откуда все еще пытались вылетать отдельные группы американских бомбардировщиков. В тот самый момент, когда торпеды на бомбардировщиках заменялись на бомбы для удара по наземным целям, японская разведка наконец-то нашла один из американских авианосцев.

Американцам тоже не сразу удалось найти японские авианосцы, поэтому их атака на авианосную группировку получилась разрозненной. Первой на японцев вышли около 40 торпедоносцев: медленные низколетящие самолеты с тяжелыми ракетами, предназначенными для потопления крупных целей. Никто из них не смог прорваться к авианосцам, как и вернуться обратно: японские истребители их с легкостью сбили.

Однако их жертва не была напрасной. Пока японцы гонялись за торпедоносцами на малой высоте, американские пикирующие бомбардировщики зашли сверху и превратили 3 японских авианосца в пылающие костры.

Douglas TBD Devastator ("Опустошитель") над авианосцем "Энтерпрайз". В начале Второй Мировой американская палубная авиация была мягко говоря посредственной. Разработанный еще в 1937г. торпедоносец "Опустошитель" был слишком медленным, чтобы успешно атаковать корабли под защитой истребителей. Пикирующий бомбардировщик Douglas SBD Dauntless был несколько лучше (по крайней мере, мог пикировать с высоты), но тоже не блистал. Действительно эффективные бомбардировщики и торпедоносцы начали поступать в американский флот уже в 1943г. - ну, а перелома в войне добились именно устаревшие самолеты. Для торпедоносца "Опустошитель" Мидуэй стал последним сражением: все они погибли в самоубийственной атаке на японские авианосцы, а на замену поставлялись уже более современные боевые машины. (Source: Wiki)
Douglas TBD Devastator ("Опустошитель") над авианосцем "Энтерпрайз". В начале Второй Мировой американская палубная авиация была мягко говоря посредственной. Разработанный еще в 1937г. торпедоносец "Опустошитель" был слишком медленным, чтобы успешно атаковать корабли под защитой истребителей. Пикирующий бомбардировщик Douglas SBD Dauntless был несколько лучше (по крайней мере, мог пикировать с высоты), но тоже не блистал. Действительно эффективные бомбардировщики и торпедоносцы начали поступать в американский флот уже в 1943г. - ну, а перелома в войне добились именно устаревшие самолеты. Для торпедоносца "Опустошитель" Мидуэй стал последним сражением: все они погибли в самоубийственной атаке на японские авианосцы, а на замену поставлялись уже более современные боевые машины. (Source: Wiki)

Развязка боя

За это время японцы подняли всю имеющуюся авиацию и направили ее против обнаруженного авианосца американцев. Первую атаку «Йорктаун» отразил с легкостью (Флетчер, как обычно, удачно использовал истребители прикрытия), хоть и получил получил некоторые повреждения. Японцы решили, что корабль потоплен, и принялись искать второй авианосец. Нашли… опять тот же «Йорктаун» и снова его «потопили» (правда, в этот раз корабль действительно потерял ход). Флетчер снял с него всю авиационную группировку и часть экипажа, опасаясь, что третью атаку «Йорктаун» не переживет. И действительно, уже в конце боя его нашла и на этот раз действительно потопила японская подлодка (остатки команды успели спасти).

 USS CV-5 Yorktown ("Йорктаун" - в честь города, при котором была одержана решающая победа Войны за независимость США). На фото от 4 июня видно, что корабль сильно накренен: таким его оставили после двух атак японской авиации. Уже в конце сражения его все-таки добила японская подлодка, испортив Флетчеру "чистую" победу. Так закончилась служба корабля, ставшего легендой: по данным японцев, он был потоплен 5 или 6 раз в двух решающих битвах, и все это время его авиационная группировка продолжила громить японские авианосцы. По всей видимости, это рекордное количество "ошибочных потоплений" для капитального корабля. Сразу же после гибели «Йорктауна» в его честь переименовали один из первых новых авианосцев, вступавших в строй в 1943г. (Source: Wiki)
USS CV-5 Yorktown ("Йорктаун" - в честь города, при котором была одержана решающая победа Войны за независимость США). На фото от 4 июня видно, что корабль сильно накренен: таким его оставили после двух атак японской авиации. Уже в конце сражения его все-таки добила японская подлодка, испортив Флетчеру "чистую" победу. Так закончилась служба корабля, ставшего легендой: по данным японцев, он был потоплен 5 или 6 раз в двух решающих битвах, и все это время его авиационная группировка продолжила громить японские авианосцы. По всей видимости, это рекордное количество "ошибочных потоплений" для капитального корабля. Сразу же после гибели «Йорктауна» в его честь переименовали один из первых новых авианосцев, вступавших в строй в 1943г. (Source: Wiki)

Уже в тот момент, когда «Йорктаун» потерял боеспособность, вылетевшие с него бомбардировщики наконец-то нашли четвертый тяжелый авианосец японцев. Приземлившись на авианосец «Энтерпрайз», они заняли на нем место сбитых торпедоносцев. И следующая атака объединенной бомбардировочной группы вывела последний тяжелый авианосец японцев из строя.

Остаток сражения состоял в осторожных атаках американской авианосной авиации (в строю оставалось еще около 150 самолетов) на отступающую японскую группу вторжения. Японцы попытались заманить американские авианосцы под удар своих линкоров, но благодаря аккуратным действиям Флетчера из этого ничего не вышло.

Френк Флетчер. Один из самых талантливых и успешных тактиков морской войны, и одна из самых трагических фигур Второй Мировой. В Битве в Коралловом море он, командуя двумя авианосцами, сорвал стратегически важную японскую операцию и вывел из строя 2 авианосца, потеряв 1. После чего его критиковали за "нерешительные действия". В Битве при Мидуэе он сорвал стратегически важную операцию японцев и потопил 4 авианосца, потеряв 1. После чего снова получил гору критики - ему-де следовало своими 2 авианосцами и 0 линкорами преследовать японский флот с 5 легкими авианосцами и 7 линкорами, идущий на соединение с еще 2 авианосцами... Как не трудно догадаться, третьей победы (у  Соломоновых островов) Флетчер "не пережил" и фактически был отстранен от командования. После чего американские авианосцы стали действовать намного хуже - но, к счастью, благодаря победам Флетчера японская морская авиация уже перестала быть противником, способным нанести серьезный ущерб. ...Ну, по крайней мере у американцев не было привычки своих героев расстреливать, и на том спасибо. (Source: Wiki)
Френк Флетчер. Один из самых талантливых и успешных тактиков морской войны, и одна из самых трагических фигур Второй Мировой. В Битве в Коралловом море он, командуя двумя авианосцами, сорвал стратегически важную японскую операцию и вывел из строя 2 авианосца, потеряв 1. После чего его критиковали за "нерешительные действия". В Битве при Мидуэе он сорвал стратегически важную операцию японцев и потопил 4 авианосца, потеряв 1. После чего снова получил гору критики - ему-де следовало своими 2 авианосцами и 0 линкорами преследовать японский флот с 5 легкими авианосцами и 7 линкорами, идущий на соединение с еще 2 авианосцами... Как не трудно догадаться, третьей победы (у Соломоновых островов) Флетчер "не пережил" и фактически был отстранен от командования. После чего американские авианосцы стали действовать намного хуже - но, к счастью, благодаря победам Флетчера японская морская авиация уже перестала быть противником, способным нанести серьезный ущерб. ...Ну, по крайней мере у американцев не было привычки своих героев расстреливать, и на том спасибо. (Source: Wiki)

Последствия победы при Мидуэе

Даже простые цифры наглядно показывают, что японцы потерпели катастрофическое поражение. Они потеряли 4 тяжелых авианосца – а американцы только 1. Они потеряли буквально все самолеты и всех опытных пилотов с этих авианосцев – а американцы только 150 самолетов, причем от трети до половины опытных пилотов спаслось. Прочие японские потери (потопленный крейсер) на этом фоне – мелочь.

Важнее, однако, что взять Мидуэй не удалось, и время до конца года было потеряно. В строю у японцев оставались 1 тяжелый и 5 легких/эскортных авианосцев, которые все еще превосходили американскую авианосную группировку (около 250 самолетов против примерно 150), но этого было уже совершенно недостаточно для атаки на любые базы.

До конца 1942г. возможности японцев были сильно ограничены – а в 1943г. американцы вводили в строй в 3 раза больше авианосцев, чем японцы, и бесчетное число линейных кораблей. Таким образом, Мидуэей стал победой, в корне изменившей ход войны. Все последующие операции японцы были вынуждены вести так, чтобы не подставляться под действие американской наземной авиации, а американцы получили шанс начать самим штурмовать японские базы.

Europe First

Однако для нас с вами гораздо важнее другое последствие. До Мидуэя основной проблемой американцев было выживание в борьбе с японцами. Основные ресурсы американской экономики были брошены на это. После Мидуэя стало понятно, что война с Японией проиграна не будет. И США резко переключились на войну с Германией.

В русскоязычной Википедии позорнейшим образом отсутствует статья про «Europe First»: важнейшую стратегическую доктрину Объединенных наций, смысл которой в том, что именно на войне с гитлеровской Германией, а не на войне с Японией, должны быть сосредоточены основные усилия. Как общее решение она была утверждена еще в конце 1941г. (пролоббировали ее, естественно, англичане) – но, конечно, она оставалась лишь общей идеей до тех пор, пока триумфальное шествие японцев не было остановлено.

Мидуэй открыл дорогу открытию «второго фронта»: больше не было нужно все ресурсы флота и морского снабжения отправлять на Тихий Океан, так что американская сухопутная армия присоединилась к войне против Германии. В самой важной операции Второй Мировой Войны, и самой рискованной операции войны: "выиграв в рулетку" один раз против японцев, американцы решили снова поставить на кон все, что у них было, уже против немцев. В операции, которую мы рассмотрим в следующей заметке, шансы на успех оценивались процентов в 30, а последствия поражения были бы катастрофичными. Она была подготовлена в рекордные сроки и состоялась уже в ноябре 1942г.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @warisnotagame

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц