Он был «султаном парижского гарема», самым уважаемым кутюрье Франции, все женщины мечтали о его восточных нарядах.
Поль Пуаре освободил их от мучительного корсета, он также был первым кутюрье, который представил свой бренд как стиль жизни, который создал первый парфюм, а также открыл свой салон интерьеров, однако конец модного мэтра печальный...
Он умер в полном забвении, в одиночестве и бедности в оккупированном Париже в 1944 году...
Пуаре родился в обычной семье торговца тканями. Уже с раннего детства он шил платья для кукол сестры и мечтал стать модельером.
В начале своей карьеры Поль Пуаре работал в модном доме Жака Дусе, а потом ушёл в House of Worth. Старины Уорта уже не было в живых, домом управляли его сыновья, один из которых и сделал заманчивое предложение Полю:
«Молодой человек, вы знаете, что Дом Уорта с давних пор одевает коронованных особ всего мира и их придворных. У нас самая знатная и богатая клиентура, какая может быть, но сегодня эта клиентура носит не только парадные туалеты. Когда я предлагаю брату Жану создать небольшую коллекцию простых и практичных платьев, он неизменно отказывается. Наша фирма, как знаменитый ресторан, где не желают подавать ничего, кроме трюфелей. Поэтому нам необходимо открыть «отдел жареного картофеля».
И Поль Пуаре конечно согласился заведовать «отделом жаренного картофеля» в доме Уорта.
Однако позже стало ясно, что наряды от Поля Пуаре едва ли сравнятся с фастфудом по простоте создания и окажутся слишком вычурными для дам, которые стали тяготеть к демократичности и удобству в одежде после Первой мировой войны.
Но пока же кутюрье ждала слава и жизнь как в восточной сказке, которую он сам создал в Париже.
Набравшись опыта у Уорта, он наконец открыл свой модный дом в 1903 году.
Популярная актриса Габриэль Режан стала одной из первых звёздных клиенток и привлекла остальных.
Постоянной моделью и музой кутюрье была его жена Дениза Пуаре.
Новые творения кутюрье всегда сопровождались пышными презентациями, о которых потом говорил весь Париж. Например, Пуаре устроил костюмированный вечер в восточном стиле, чтобы представить всем свои новые духи «Персидская ночь».
Сам он встречал гостей в костюме султана и вручал каждому по флакончику духов.
В 1910 году он создал «хромую юбку», в которой женщины стали похожи на прекрасных гейш.
Однако Первая мировая война стала губительной для карьеры Пуаре. Он был вынужден поступить на должность портного во французскую армию и вместо изысканных нарядов разрабатывать военную форму. Когда же кутюрье вернулся с войны, он узнал, что его бизнес пошел на спад.
Дамы, оставив роскошь и женственность в прошлом, захотели удобства. В их умы все сильнее проникали идеи равенства и независимости, они стремились походить на мужчин.
Когда Пуаре вернулся, он обнаружил, что в лучах славы уже купается его главный конкурент. Это была Коко Шанель.
Однажды, встретившись в Гранд Опера, Пуаре спросил Шанель: «Мадемуазель Шанель, вы вечно в чёрных платьях. По кому же Вы носите траур?». Острая на язык Шанель ответила: «По вам!».
Маленькое чёрное платье от Шанель появилось в 1926 году, а уже в 1929 Пуаре пришлось закрыть свой модный дом.
В один момент он потерял все. В том же году Дениза Пуаре развелась с мужем-банкротом.
Сам кутюрье почти без средств к существованию уехал в Канны, где стал заниматься живописью и развозить вино по ресторанам, таким образом, зарабатывая. Собравшись с духом, он написал книги, надеясь, что люди вспомнят его былую славу.
В начале Второй мировой войны Поль Пуаре вернулся обратно в Париж.
Записываясь на биржу труда, он указал местом предыдущей работы свой модный дом, на что юный клерк отказался принимать неполную информацию и попросил указать реальное место, где до этого работал Пуаре. «Мне жаль страну, которая не помнит своих героев!» — в сердцах воскликнул кутюрье...
Он не умер от голода только благодаря пособиям и помощи подруги и его правой руки —дизайнера Франс Мартано. Еще одна близкая подруга Пуаре — кутюрье Эльза Скиапарелли — также поддерживала его при жизни, а после смерти оплатила его похороны.