Картины XVII века представляют нам прекрасный образ французского королевского двора. Романы Дюма на первый взгляд тоже изображают двор почти Раем (хотя д'Артаньяну там скучно). При дворе правят красота, изысканность и роскошь.
А вот как там обстояли дела со здоровьем обитателей?
Удивительно, но так себе, а временами и просто плохо. Когда король Людовик Четырнадцатый смог узаконить своих детей от маркизы де Монтеспан, и они были перевезены ко двору, их здоровье резко ухудшилось.
Спросите, почему?
Людская скученность, даже и для королевских детей (толпа придворных и слуг все время была рядом). Совершенно ненормальный распорядок дня. Проблемы с гигиеной.
Нет, я вовсе не буду утверждать, что придворные и король никогда не мылись, но все же основным способом борьбы с грязью и потом была вовсе не вода, а духи. Представляете, как эта смесь пахла? У человека, привыкшего к спокойной размеренной жизни в предместье от подобных "ароматов" должно было перехватывать дыхание.
К тому же все источники уверяют, что и сам королю Людовик ужасно вонял.
Не верите? А вы почитайте отчеты русских послов XVI-XVII веков. Они изданы и представляют немалый исторический интерес. О короле Людовике послы отзываются не слишком лестно -- его величество смердит! Причем так, что никакие духи не помогают.
А все дело было в том, что при королевском дворе обитали еще и врачи, а их методы лечения были таковы, что надо было обладать железным здоровьем, чтобы выжить при встрече с медициной XVII века. Но уйти целым и невредимым все равно не удавалось.
Как вам, к примеру, метод лечения оспы с помощью кровопускания, слабительного и рвотного? И не забудьте, что подобными методами короля Людовика Четырнадцатого лечили в нежном возрасте 9 лет. Тиф лечили так же, как и большинство других болезней.
А идея вырвать королю зубы (заметим, здоровые), чтобы избежать обязательного будущего заражения, и при этом так стараться, что сломать ему челюсть и повредить небо?
Королевские врачи десятилетиями, день за днем, описывали все свои действия и эксперименты, которые ставили над королем. В наше время историки медицины, как во Франции, так и в России, единодушно называют их старания варварством.
Современники и историки немало рассуждали об эгоизме и дурном характере короля, но вряд ли, пройдя уготованные ему врачами пытки, можно было сохранить хороший характер.
Удивительное дело, но даже в те времена люди, далекие от медицины, просто руководствуясь здравым смыслом и наблюдательностью, приходили к выводу, что королевские врачи делают что-то не то.
Когда в 1712 году один за другим от кори и обильных кровопусканий умирали наследники короля, герцогиня де Вантадур не допустила до двухлетнего герцога Анжуйского (будущего Людовика XV) докторов, самостоятельно взялась ухаживать за ребенком и в результате спасла его.
Зато король Людовик Четырнадцатый терпел все, что было угодно сотворить его врачам. Конечно, во имя прогресса и престижа, как объясняли они, демонстрируя немалые способности к манипуляциям. Несокрушимого здоровья короля хватило на 77 лет, но все же и оно не выдержало постоянных издевательств.
А вот людей попроще спасало то, что услуги врачей -- особенно врачей столичных и самых консервативных -- были им не по карману. У них был шанс выжить, а потом вдоволь посмеяться над медициной на представлениях Мольера.