…Пока вы сами травмированы, вы своего ребенка не видите. Вы видите себя-проекцию, либо плохую, которая косячит, делает что-то не так, либо несчастную, нуждающуюся.
Даже в быту люди заметили, что к старшему ребенку родители относятся строже, к младшему – мягче. Балуют, трясутся над ним. Почему?
Ну вот так происходит. Сначала мы транслируем ожидания от себя, потом хотим восполнить свои дефициты. И первый ребенок получает строгого родителя, другой – доброго, но контакта нет ни в том, ни в другом случае.
Как-то мы работали с одним папой. Рассказывает, как раздражают неправильные крючки дочки-первоклашки.
- Что не так с крючками?
- Наклона нет… Почему она не может сосредоточиться? Как она будет жить без концентрации?
… Вот как услышите от себя: «Как она будет жить без….?» - и уже можно предполагать, что вы в тревоге.
И тревога означает, скорее, что-то из жизни родителя, из его переживаний, а вовсе не жизни ребенка.
Что тревожило папу? Что дочка без высокой концентрации вырастет в человека перекати-поле. Не будет этот человек ничем всерьез интересоваться. И пропадет его жизнь зря.
Откуда такие обобщения? Из жизни самого папы. Его постоянно перевоспитывали его родители.
Они тоже никак не могли смириться, что он не соответствует их стандартам. Он и привык себя-настоящего воспринимать, как катастрофу. И подстраивать себя под того, каким-надо-быть. С их точки зрения, конечно.
Почему наши родители так боялись, что мы не впишемся в их представления? Почему мы боимся того же?
Потому что мы до сих пор не верим, что будучи самими собой, мы не испортим себе жизнь. Она, возможно, будет не такой, как представляли себе наши родители. Но зато она будет нашей, а не чьей-то.
И у детей будет своя жизнь, в которой они будут чувствовать себя такими-как-надо, радоваться себе и другим. А нам нужно получить-таки опыт того, что если наши дети будут отличаться от наших представлений о них, то ничего ужасного в этом нет. И это наша задача – примириться и помочь своему ребенку найти свое место в жизни. Его жизни.
Автор иллюстрации: Саша Луки