Найти тему
Курган и курганцы

Из-за роста стоимости лицензии и нелегальной торговли алкоголем в Курганской области закрываются сельские магазины

В результате сельчане даже хлеба не могут купить

Курганская областная Дума совместно с деловым журналом «Эксперт-Урал» провели «круглый стол», посвященный проблемам незаконного оборота алкогольной и табачной продукции. В нем приняли участие депутаты облдумы, представители федеральных и региональных органов власти, бизнес-сообщества, эксперты.

В Курганской области, отметил председатель областной Думы Дмитрий Фролов, сокращается объем легальной торговли алкоголем, особенно в сельской местности. Значительно сокращается количество выданных лицензий и сельских магазинов, торгующих алкоголем на законных основаниях. За последние годы количество лицензий уменьшилось на 60%. Закрываются магазины, поскольку без алкогольной продукции торговля становится невыгодной. По словам депутата облдумы Максима Харлова, в отдаленных населенных пунктах магазин – это не только бизнес, но и социальный проект, поддерживающий жителей. «В результате закрытия магазинов сельчане даже хлеба не могут купить».

Дмитрий Фролов подчеркнул, что главные причины сокращения легальной торговли алкоголем – финансовые: рост стоимости лицензии (65 тыс. руб. в год); приобретение необходимого оборудования для передачи информации в единую государственную автоматизированную (ЕГАИС) – 80 тыс. руб.; плюс покупка онлайн-касс (40 тыс. рублей). Получается 180-190 тысяч рублей, что нередко превышает объем выручки предпринимателя. Понятно, что они уходят из такого бизнеса. На этом фоне растет объем нелегальной торговли алкоголем. При этом наносится ущерб федеральному и региональным бюджетам, здоровью людей, растет пьяная преступность.

Спикер регионального парламента отметил, что депутаты областной Думы неоднократно обращались в Госудуму, Совет Федерации с предложениями дифференцировать стоимость лицензии на торговлю алкоголем. Стоимость лицензии для крупной торговой сети и сельского предпринимателя одинаковы. Кроме того, предлагались меры по ужесточению наказания за нелегальную торговлю алкоголем. Сейчас действуют штрафы – от 500 до 2 тыс. рублей, которые никак не останавливают нарушителей. Дмитрий Фролов констатировал, что данные предложения, к сожалению, не нашли положительного отклика, как и просьба исключить сельские территории из сферы действия ЕГАИС.

Курганская область – приграничная. И значительная часть нелегальной алкогольной и табачной продукции завозится из соседнего Казахстана, где акцизные ставки значительно ниже российских. В результате цена бутылки казахской водки в среднем на 90 рублей дешевле российской, а сигареты дешевле в два раза. При этом отсутствует таможенный контроль, поскольку Россия и Казахстан входят в Таможенный союз. В ходе «круглого стола» прозвучали мнения, что проблему следует решать на межгосударственном уровне, выравнивая, гармонизируя акцизные ставки в разных странах. А пока казахскую водку зауральцам покупать выгодно.

По словам предпринимателя из Кетовского района Ивана Пережогина, торговля нелегальным алкоголем в селах ведется бойко. Он подчеркнул: «Дело не в стоимости лицензии – уберите контрафакт и контрабанду!»

Начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курганской области Александр Петров констатировал, что полиция предпринимает системные меры по борьбе с незаконным оборотом алкоголя, но в условиях действующего законодательства сложно доказать вину, факт сбыта незаконной продукции. Особую опасность, по его оценке, представляет даже не нелегальная алкогольная продукция, завозимая из Казахстана, а алкоголь, изготовленный кустарным образом, что крайне опасно для здоровья и жизни людей. Александр Петров проинформировал, что в 2017 году изъято 77 тыс. литров незаконного алкоголя, за восемь месяцев текущего – 56 тысяч литров.

По оценке врио заместителя начальника УМВД России по Курганской области Андрея Мамаева требуется ужесточение наказания за нелегальную торговлю алкоголя. Он обратил внимание на ночную торговлю алкоголем, что является источником роста пьяной преступности. За последнее время зафиксировано 322 преступления, в том числе тяжких и особо тяжких, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Ночную торговлю алкоголем осуществляют всевозможные кафе и закусочные, которые достаточно легко «перепрофилируются» из обычных магазинов – поставили микроволновку, где подогреют один-два пирожка, — вот и закусочная.

В рамках «круглого стола» обсуждался вопрос: как население, жители участвуют в борьбе с незаконной торговлей алкоголем и табаком? В связи с этим вспомнил разговор с одним из зауральских предпринимателей, занимающегося легальной торговлей алкоголем в сельской местности. Он сказал: «Конечно, я знаю все «точки» нелегальной торговли. Но если я сообщу об этом, то мой дом просто сожгут». А член областной общественной палаты Андрей Вагин, участвуя в дискуссии, отметил, что если человеку выгодно покупать более дешевую казахстанскую водку, причем нормальную, непаленую, или недорогие сигареты, он никогда об этом не скажет. Депутат облдумы Игорь Меньшиков заметил, что при нелегальной торговле на селе действует четкая система «свой-чужой» и чужому водки никогда не продадут.

Вот такие нешуточные страсти. В ходе «круглого стола» отмечено, что решить проблему незаконного оборота алкоголя и табака только на региональном уровне сложно и, видимо, невозможно. Необходимо совершенствование федерального законодательства, в том числе в части ужесточения наказания за нелегальную торговлю. Вместе с тем участники дискуссии согласились с тем, что одними запретами и наказаниями ситуацию не исправить. Важно создавать условия, при которых легальная торговля алкоголем будет выгодна предпринимателям и приемлема для потребителей.