Найти тему
Russos

Очень необычная проходка!

Московский метрострой приступил к сооружению вентиляционного тоннеля, который необходим для запуска левой ветки в депо «Лихоборы». Напомню, что с пуском северного участка ЛДЛ в эксплуатацию ввели только правую ветку, так как там удалось найти место для вентиляционного ствола буквально рядом с тоннелем. А вот для строительства левой ветки надо построить подходные тоннели длиной около 100 метров.

Первоначально предполагалось, что вентиляция обоих веток в депо будет осуществляться из этого ствола, но для этого нужно было пройти в одном случае 100 метров, в другом еще больше в плывуне. Поэтому для пуска правой ветки был сделан новый ствол, а тут стали думать, что делать. Было рассмотрено три варианта:

1. Проходка ручным способом. Это потребовало бы использования заморозки на всей длине венттоннеля. Плюс это весьма небезопасно.
2. Проходка обычным перегонным щитом диаметром 6 метров. Это потребовало бы сооружение монтажных и демонтажных камер большого пролета в неустойчивых грунтах (и скорее всего с заморозкой). А так же длина комплекса была бы больше длины проходки.
3. Проходка маленьким щитом двух тоннелей (для обеспечения необходимого площади сечения). Этот способ позволяет избежать сооружение больших камер в неустойчивых грунтах (можно обойтись диаметром 8,5 метров) и полное отсутствие заморозки. Но требует двух тоннелей.

После сравнения всех вариантов был принят к исполнению третий.

1. Ствол, пройденный с помощью ВСМ, на глубину 38 метров. Там как раз находится граница известняка и плывуна.
1. Ствол, пройденный с помощью ВСМ, на глубину 38 метров. Там как раз находится граница известняка и плывуна.
2. Вся техника загружается в бадью и спускается вниз.
2. Вся техника загружается в бадью и спускается вниз.
3. Мы же все ножками, по лестнице.
3. Мы же все ножками, по лестнице.
4. Внизу меня сразу удивило то, что обделка находится под странным углом.
4. Внизу меня сразу удивило то, что обделка находится под странным углом.
5. Да и щит смонтирован под углом к оси.
5. Да и щит смонтирован под углом к оси.
6.  А все оказалось просто. Как видите на схеме два тоннеля в месте  представляют овал. ТПМК пройдет нижний тоннель, в правой камере его  развернут и он вернется в стартовую камеру. А вот для того, чтобы он  вписался в разворотную камеру, туда он должен прийти под определенным  углом. Поэтому нижний тоннель и сделан на такой кривой.
6. А все оказалось просто. Как видите на схеме два тоннеля в месте представляют овал. ТПМК пройдет нижний тоннель, в правой камере его развернут и он вернется в стартовую камеру. А вот для того, чтобы он вписался в разворотную камеру, туда он должен прийти под определенным углом. Поэтому нижний тоннель и сделан на такой кривой.
7.  Старт щиту, названному «Агатой, дал Олег Николаевич Мельников.  Заместитель генерального директора Московского метростроя. У него в тот  день был день рождения, Олегу Николаевичу исполнилось 55 лет. А трудовую  деятельность на Московском Метрострое он начал в 1981 году.
7. Старт щиту, названному «Агатой, дал Олег Николаевич Мельников. Заместитель генерального директора Московского метростроя. У него в тот день был день рождения, Олегу Николаевичу исполнилось 55 лет. А трудовую деятельность на Московском Метрострое он начал в 1981 году.
8.  Щит сооружает обделку наружным диаметром 3,6 метра, а внутренную — 3,2.  Оператор сидит на поверхности. А щит, производства японской корпорации IHI уже построил в Москве пять тоннелей.
8. Щит сооружает обделку наружным диаметром 3,6 метра, а внутренную — 3,2. Оператор сидит на поверхности. А щит, производства японской корпорации IHI уже построил в Москве пять тоннелей.
9. Первый кубометр породы!
9. Первый кубометр породы!
10.  Для Московского метростроя и Москвы это будет первый опыт разворота  щита в подземной камере. При  этой операции расстояние между обделкой  тоннеля и юбкой щита составит всего лишь 10 сантиметров.  Кстати, щит  был собран на поверхности и опущен в шахту вертикально, ротором вниз. В  низу, его развернули (используя шарнирное соединение в конструкции щита  для гибкости и тоннелей малого радиуса) и смонтировали в стартовом  положении.
10. Для Московского метростроя и Москвы это будет первый опыт разворота щита в подземной камере. При этой операции расстояние между обделкой тоннеля и юбкой щита составит всего лишь 10 сантиметров. Кстати, щит был собран на поверхности и опущен в шахту вертикально, ротором вниз. В низу, его развернули (используя шарнирное соединение в конструкции щита для гибкости и тоннелей малого радиуса) и смонтировали в стартовом положении.

Управляющей компанией по строительству Большой кольцевой линии и других новых станций и линий в Москве выступает АО «Мосинжпроект». Строительные работы ведутся разными подрядчиками, включая компании «Мосметрострой», «Ингеоком», «МИП-строй №1», «ИБТ», «Трансинжстрой» и CRCC и другими.