В Прибалтике часто можно слышать от местных политиков: мол, мы до 1940 года так хорошо развивались, у нас экономика была на уровне Дании, Швеции и Голландии вместе взятых - а потом пришли злые русские и всё испортили.
В этих словах, конечно, есть доля истины. Но только доля. Причем небольшая. А вот куда делась остальная доля истины - вот с этим мы сейчас и попробуем разобраться. На примере той же Дании и Латвии.
Действительно, у Дании и Латвии к 1918-1920 было много общего. Например, одинаковые стартовые позиции - обе попали на бабки, но потом удачно наварились.
Дания попала особо крупно. Во время первой мировой она сохраняла нейтралитет, и это приносило ей немалый профит - она торговала со всеми воюющими странами. Германии она поставляла продовольствие - как свое, так и российское (закупленное как бы для себя). А России она поставляла оружие - знаменитые ручные пулеметы Мадсена (это был первый серийный ручной пулемет в мире). В России даже завод для производства этих пулеметов строить начали - ныне это завод имени Дегтярева.
И вот тут наступает 1917 год. У немцев внезапно заканчивается бабло на закупку датского хавчика - им вообще капитуляция маячит. Датский хавчик продавать некому. Чего делать с затоваренными складами, безработными крестьянами и смежниками - фиг знает.
А в России вообще революция - пулеметный заводик забрали большевики. Вместе со станками, спецами и техдокументацией. То есть, фиг теперь, а не русские денежки.
Но, правда, Дании удалось выкрутиться - они продали американцам свою колонию (Датскую Вест-Индию - ныне это Американские Виргинские острова) и в общем-то смогли перекантоваться.
Латвия тоже попала на бабки - все-таки Первая Мировая шла и на ее территории, там много чего было порушено. Но Латвия вывернулась еще лучше. Во-первых, они конфисковали земельные/промышленные активы у прежних местных владельцев - немцев и русских.
А во-вторых, по Рижскому договору от 1920 года, к Латвии переходило государственное имущество РИ, оставшееся на территории Латвии. Более того, Россия обязалась возвратить в Латвию все имущество и ценности, которые были вывезены оттуда в Россию после 1914 - даже если это были российские ценности и если это были частные ценности (там был ряд исключений, но принцип сохранялся). И даже если их вывозили сами же владельцы от войны подальше (нормально, да?). То есть, Латвия получила тоже немало бабла - причем от России, которая сама бедствовала.
Так что, экономическое положение Латвии на 1920 год было вполне сопоставимо с Данией - потрепало, но деньги есть.
Но вот дальше начались расхождения. Дания после 1918 года сделала правильные выводы и начала масштабные социальные и экономические преобразования.
Так, уже в 1918 году в Дании был введен 8-часовой рабочий день. Были введены пособия по безработице - сначала в рамках профсоюзов (профсоюзы, разумеется, тоже были), но потом и от государства.
В Дании было частично бесплатное медобслуживание - что-то оплачивалось из налогов, что-то - из субсидий от государства, что-то - из средств пациента.
В Дании действовали различные политические партии - в том числе и коммунистическая. Но она не была популярной - все требуемые социальные преобразования делали местные буржуазные социал-демократы.
В Дании стали развивать инфраструктуру - прежде всего автодороги. Это позволило улучшить логистику внутри страны и обеспечить быстрый подвоз и вывоз товаров.
В Дании сократили затраты на силовые ведомства - на армию, на полицию. Армия в Дании бесполезна. А полицейских, если они не занимаются разгоном демонстраций и забастовок, много не нужно. Кстати, забастовки и демонстрации в Дании были вполне легальны. Хотя и не очень популярны - правительство все же старалось идти навстречу гражданам.
Разумеется, высвободившиеся деньги были направлены в том числе и на социальные нужды.
- В Дании стали применять национально-ориентированную денежно-кредитную политику - дотации фермерам, субсидии промышленникам, валютное регулирование, заморозка цен на социально значимые товары и услуги (в т.ч. и жилье).
Все это в сумме позволило Дании пройти Великую Депрессию без особых потрясений и спокойно развиваться дальше.
А что из всего этого было в тогдашней Латвии? Да ничего. До 1928 года Латвия тупо проедала полученное бабло - от Советской России да от бывших немецких землевладельцев. Ну, что-то имела за транзит еще.
Проблемы в сельском хозяйстве не решались - там была острая проблема малоземельцев, мелких хуторян. Эту проблему можно было бы решить интенсификацией сельского хозяйства через госсубсидии - как это стали делать в Дании. Но это не делалось.
Промышленность в Латвии тоже не взлетела. Если Дания производила продукцию с очень высокой добавленной стоимостью (то же оружие, суда, самолеты, электростанции), то Латвия - почти нет. Профсоюзы в Латвии, к слову, были. Но половину из них закрыли уже в конце 1920х, а остальные - в 1934.
Наука? Ну, в Латвии ее не было никогда. В Дании первый университет был основан в 1479. В Латвии - в 1920, и то чисто формально. Напомню, что нет науки - нет промышленности. Да и сельское хозяйство тоже остается под вопросом.
Права и соцобеспечение трудящихся? Забудьте. Зачем сюсюкаться с рабочими и крестьянами, когда можно нанять сотню отмороженных националистов, чтобы те их дубинками отмутузили?
...А потом в Латвию пришла Великая Депрессия. Которая обострила все местные накопившиеся социальные проблемы. И Латвия - вместо того, чтобы хотя бы как-то начать разруливать ситуацию - не придумала ничего, кроме дальнейшего закручивания гаек.
В Латвии были отменены выборы, отменена конституция, запрещены профсоюзы и политические партии. Права граждан и трудящихся были ликвидированы как класс. В стране была установлена военно-полицейская диктатура, в которой загребали в тюрьму всякого, кто осмеливался хотя бы что-нить пикнуть. И это не клише, это правда.
Разумеется, это не могло закончиться ничем хорошим. К 1939 году латышская диктатура доела латышскую экономику окончательно, наделала кучу долгов (их потом СССР выплачивал) и довела ситуацию в обществе до красного каления - во всех смыслах. Сравните это с Данией.
Так что совершенно верно. У Латвийской республики действительно было время, когда она была развита так же, как Дания. Но помимо абсолютных отметок, надо еще и учитывать тенденции. У Дании, благодаря ее социально-экономической политике, тенденция была к росту, а у Латвии - наоборот. Собственно поэтому Латвия и не Дания. Вот разве что только флаги у них похожи - чуть-чуть.