Мы уже начали обсуждать вторую базовую линию развития - коммуникативного интеллекта. Понятно, что навыки общения и взаимодействия развиваются, мы не рождаемся гениями общения, а большинство и не становится. И на разных уровнях развития личности требуются разные умения в области коммуникации. Каждая базовая линия (а в всего в нашей модели их 7) представляет собой вертикальную систему, подчиняющуюся всем закономерностям описанных Грейвзом, только в более узком контексте – конкретного интеллекта.
Коммуникация - это огромное количество различных контекстов, которые требуют разнообразных умений и знаний – способности вести ни к чему не обязывающий дружеский диалог; отстаивать свою позицию в споре; вести жесткие переговоры; участвовать в романтическом общении с противоположным полом; выходить из агрессивной ситуации; вести научную дискуссию или модерировать групповые обсуждения; осознавать социальные ритуалы и поддерживать этические нормы; находить взаимопонимание с малознакомым человеком; проявлять участие в трудную минуту и так до бесконечности. Все эти контексты и навыки человек осваивает не одновременно, а по мере необходимости. Чем выше уровень развития, тем больший арсенал способов и вариантов коммуникации он должен и может использовать.
Важнейшим критерием уровня развития личности является осознание соотношения личного я и я других. В зависимости от этого осознания нам становятся доступны различные стратегии взаимодействия с окружающими. Уровни этого осознания изучала американская междисциплинарная исследовательница Сюзанна Кук-Гройтер. В результате она сформулировала вертикальную систему, в основе которой лежит анализ осознания соотношения «я – другие». Сегодня мы рассмотрим несколько упрощенный вариант этой модели уровней самосознания и введем понятие соответствующих им стилей коммуникации.
Жизнь человека начинается в недифференцированном состоянии, когда он не разделяет собственного субъективного и внешнего объективного - это стадия довербальной коммуникации и отсутствия видения перспективы взаимодействия. Других просто нет. На этой стадии ключевой задачей является формирование навыка вербального общения, то есть освоения языка, в том или ином виде (это мы уже обсудили).
На втором уровне развития возникает, так называемая, перспектива первого лица, ребенок начинает вычленять себя из окружающей среды, на этой фазе формируется осознание себя как чего-то индивидуального и формируется стиль взаимодействия с внешним миром направленный на удовлетворение собственных желаний. Интересы окружающих никак не учитываются, они являются исключительно средством. Социализация – соответствие номам, регулируется исключительно страхом наказания. На этой стадии базовым способом общения является тоталитарный стиль коммуникации. Краткая формулировка звучала бы так – я делаю что хочу, и мне плевать, чего хочешь ты.
Третий уровень развития характеризуется возникновением так называемой перспективы второго лица. На этой стадии у ребенка возникает понимание наличия внешней субъективной воли, понимание того, что другие могут воспринимать тебя тем или иным образом. На этой стадии формируется стиль коммуникации, ориентированный на внешнюю привлекательность и соответствие формальным требованиям, получение выгод на основании понимания правил, формируется способность подстраивать контекст общения в соответствии с ситуацией, который мы называем авторитарной коммуникацией. Краткая формулировка – я знаю, чего ты хочешь, и знаю, как использовать это в своих интересах.
Следующий 4 уровень формирует стиль демократичной коммуникации. Он связан так называемой с множественной перспективой второго лица. Человек начинает ассоциировать свое благополучие, ценности и цели в соответствии с благополучием и целями своей группы, подчинение правилам мотивируется не страхом наказания, а желанием соответствовать неформальным правилам взаимодействия в группы. Человек на этой стадии способен уступать и даже жертвовать своими интересами в интересах группы и членов этой группы. Краткая формулировка – я как все , вернее как большинство.
На пятом уровне развития (стадия коммуникации консенсуса) формируется так называемая третья перспектива. На этой стадии человек в состоянии посмотреть на самого себя, как на объект - как на одного из равноправных участников полноценного процесса коммуникации. Он может объективно оценить интересы и позиции всех сторон общения, оценить варианты развития взаимодействия в разнообразных перспективах и изменить свою позицию. Таким образом он может наблюдать динамику и допускает различные варианты собственного поведения. Эту стадию можно охарактеризовать фразой «я согласен быть различным и менять стереотипы своего поведения». Краткая формулировка – мы все взвесили, обсудили и приняли оптимальное для всех решение. Недавно появилось модное словечко win-win – это об этом.
Перспектива четвёртого лица, формируемая на 6 стадии развития - стадии развития конкордантной коммуникации (от латинского слова concordia- согласнее). Это стадия, на которой формируется способность сопереживания окружающим (в буквальном смысле, способность увидеть мир глазами другого) и принятию различных идей, поведения и реакций. На этой стадии люди не склонны судить окружающих и дают окружающим быть такими, какие они есть, и делать то, что они хотят. Возникает понимание, что один и тот же объект/событие может иметь разное значение для разных наблюдателей, для одного и того же наблюдателя в разных контекстах или в разное время. Возникает способность подстройки – оптимального синхронного изменения сценария взаимодействия в зависимости от изменяющихся условий. Краткая формулировка – я понимаю тебя, мы будем делать как ты хочешь, все равно все будет так как надо.
Модель Кук-Гройтер включает в свою еще одну стадию, так называющую Объединяющую стадию, холистического отношения ко всем существам, соответствующую нашему пониманию идеального уровня развития, но мы не будем подробно обсуждать ее в силу малой практичности такого обсуждения, впрочем как и все метанавыки этого уровня :-) .
Все эти стадии человек проходит последовательно, отсутствие проработки необходимых навыков коммуникации нижележащих стадий сильно затрудняет фундаментальное развитие.
Как и в любой вертикальной системе, навыки более высокого уровня не отменяют, а агрегируют навыки более низких стадий. Высокотональный человек способен использовать оптимальный стиль коммуникации для конкретной ситуации.
В дальнейшем мы рассмотрим каждый уровень владения коммуникативным интеллектом более подробно.
Гриша Сотников. 20.09.2018.