Наследие Maserati живёт в союзе с гонками. Богатством автоспортивной истории Maserati являются гонщики. В пятидесятые на Maserati 150 S успешно гонялся аргентинец Алехандро Де Томазо. Он стал для марки судьбоносной фигурой, по той причине, что его тесная связь с Maserati не ограничилась автоспортом. В шестидесятые годы Де Томазо трудился в городе Модена как инженер и предприниматель, строил и развивал машины собственной марки. В 1963 и 1967 году появились модели «Валлелунга» (Vallelunga) и «Мангуста» (Mangusta) соответственно. В начале семидесятых последовали: знаменитая спортивная «Пантера» (Pantera), четырёхдверный «Дёвилль» (Deauville) и купе класса Гран Туризмо «Лоншам» (Longchamps). Впоследствии «Лоншам» послужит отправной точкой в создании первого нового купе «Мазерати» эпохи Де Томазо…
Алехандро Де Томазо стал владельцем Maserati 8 августа 1975 года. Он купил её в плачевном состоянии у Citroёn, который вынужден был выставить на продажу подконтрольный ему итальянский бренд из-за собственных финансовых трудностей (об этом было объявлено 23 мая 1975 года). Марка была на грани банкротства. С исторической точки зрения эпоха Де Томазо интересна в силу того что, во-первых, благодаря жизненному оптимизму и предпринимательскому таланту аргентинца марке удалось выстоять; во-вторых, на неё приходится появление самого массового «Мазерати» в XX веке.
К моменту прихода Де Томазо, модельный ряд купе итальянского производителя насчитывал три автомобиля: роль флагмана исполнял «Камзин» (Khamsin), его дополняли центральномоторные «Бора» (Bora) и «Мерак» (Merak). В начале своего правления Де Томазо решает, что линейку следует пополнить автомобилем, приготовленным по классическому рецепту Гран Туризмо: вместительный багажник, просторный и комфортный салон, изысканные материалы отделки и, конечно же, большой и мощный двигатель.
Итальянским инженерам не пришлось разрабатывать машину с нуля. В качестве основы, Де Томазо представил купе «Лоншам». Дизайнер Пьетро Фруа внёс в стилистику некоторые изменения, под алюминиевый капот установили восьмицилиндровый мотор объёмом 4,2 литра и мощностью 260 лошадиных сил, салон обили замшей и высококачественной кожей. Готовую модель назвали в честь гоночной трассы, расположенной неподалёку от Йоханнесбурга (ЮАР). На треке «Кьялами» (Kyalami) 2 января 1967 года мексиканец Педро Родригес за рулём Maserati Cooper принёс марке победу в южноафриканском этапе Гран При Формулы 1. Maserati Kyalami представили в Женеве в марте 1976 года.
Люксовое оснащение модели включало кондиционер и электроприводы стеклоподъёмников дверей. В 1978 году прекращается выпуск модели «Бора». Через год «Кьялами» оснащают более мощным 4,9-литровым мотором, отдача которого равна трёмстам лошадиным силам. Они позволяли купе развивать 260 км/ч.
Тем временем, Де Томазо начинает думать о новом проекте, который принёс бы компании финансовую стабильность и значительно расширил круг клиентов. По его задумке, новая модель должна была представлять собой компактный, практичный и в тоже время элегантный, темпераментный автомобиль с двухлитровым мотором. На этот раз дизайн доверили, скажем так, свободному художнику Пьеранджело Андреани.
В год окончания производства модели «Мерак», новинку впервые представили прессе. Это случилось 14 декабря 1981-го на закрытом показе, состоявшемся в рамках традиционной для компании ежегодной рождественской пресс-конфереции. Двухлитровый шестицилиндровый битурбомотор мощностью 180 лошадиных сил, разгон с места до 100 км/ч за 6,5 секунд, максимальная скорость в 215 км/ч, просторный четырёхместный салон, логотип престижного бренда, плюс к тому доступная цена сделали своё дело: ещё до мировой премьеры (Женева, 1982 год) «Битурбо» (Biturbo) был распродан тиражом в тысячу экземпляров! Это был успех, принесший «марке с трезубцем» столь необходимый доход и, впоследствии, прибыль.
Пресса встретила машину восторженно. Забежим вперёд и скажем, что всего на долю различных модификаций купе Biturbo пришлось более 9 200 реализованных единиц! В 1982 году с конвейера сошёл последний экземпляр модели «Камзин». В 1983-м прекратили выпуск «Кьялами». Несмотря на то, что Kyalami не был разработан с чистого листа, поклонники считают его истинным Maserati, ведь в нём бьётся настоящее итальянское «сердце» — восьмицилиндровый мотор. Кроме этого, Kyalami – один из самых надёжных классических купе Maserati (всего было собрано около 200 единиц) и его дизайн – это последнее творение Фруа для итальянской марки. Той порой, «Битурбо» продолжал набирать обороты: появлялись новые версии, совершенствовалась техническая начинка, увеличивалась мощность моторов.
23 июля 1983 года в Риме представили Bitrubo S. Его характерными особенностями были: двухцветная окраска экстерьера, заниженная подвеска и более широкие шины. Приставка «S» в названии давала понять, что мощность мотора увеличена, а именно – до 205 сил. В 1985 году выходит купе «Битрубо» так называемой второй серии. Она отличается от прежней, среди прочего, сниженными вибрациями мотора и более низким уровнем шума. Biturbo S второй серии располагали 210-сильным двигателем.
У купе «Битурбо» очень интересный наследник, название которого происходит от африканского ветра: «Кариф» (Karif).
Дело в том, что семейство «Битурбо» насчитывало не только купе, но и седан и, даже, открытую версию Spyder с укороченной колёсной базой. Так вот внешне двухместный Karif, дизайном которого занималось миланское ателье Zagato, был по сути тем же Maserati Spyder, только с фиксированной жёсткой крышей. Karif – эксклюзивный и очень динамичный автомобиль: в версии с 2,8-литровым 285-сильным битурбомотором он ускорялся с места до сотни всего за 4,8 секунды! Максимальная скорость превышала 250 км/ч.
За пять лет сборки – с 1988 по 1993 годы – Maserati изготовила около двухсот двадцати таких моделей. Среди владельцев Maserati Karif — один из крупнейших драматургов двадцатого века Фридрих Дюрренматт.
Между тем, ко второй половине восьмидесятых поклонники марки заскучали по восьмицилиндровым моторам и руководство Maserati задумало возродить эту традицию. 14 декабря 1989 года в рамках рождественской пресс-конференции Де Томазо представил избранным СМИ модель с 326-сильным восьмицилиндровым битрубомотором – «Шамаль» (Shamal). Её название тоже происходит от ветра. Представитель эволюции семейства «Битурбо» был «одет» в стильный костюм от Гандини. Изюминками внешнего вида являлись пухлые задние крылья, скошенные задние колёсные арки и спойлер у основания… лобового (!) стекла. Ради справедливости стоит отметить, что тогда не все приняли такой дизайн.
Ограниченность бюджета не позволила Де Томазо создать полностью новый силовой агрегат. Он делил общую базу с 6-цилиндровыми двигателями моделей «Битурбо». Однако, архитектура блока и головки блока цилиндров были полностью новыми. Кроме этого, «Шамаль» — первый серийный «Мазерати», на котором установили 6-ступенчатую механическую коробку передач от фирмы «Гетраг» (Getrag). 436 ньютон-метров тяги достигались уже при 2 800 об/мин. Разгон с места до сотни занимал 5,3 секунды, максимальная скорость равнялась 270 км/ч.
В том же году Де Томазо продаёт «Фиату» долю предприятия (49%) и завода Innocenti по производству кузовов в Милане – Maserati Milano (51%). В 1992 году би-турбо-«шестёрки» от «Мазерати» продолжают свою жизнь в модели «Гибли» (Ghibli): двухлитровый двигатель с двойным турбонаддувом выдаёт уже 306 лошадиных сил и способен разогнать машину до скорости свыше 260 км/ч.
В 1993 году наступает поворотный момент: болезнь Алехандро Де Томазо не позволяет ему продолжать полноценно руководить маркой и 19 мая года он полностью продаёт свою долю, оставшийся 51%, «Фиату». Спустя три года прекращается сборка Shamal: его выпустили тиражом примерно в 370 единиц. Тогда же появляется финальная эволюция би-турбо-«шестёрки» от «Мазерати» — в лимитированной модели Ghibli Primatist с мотором мощностью более 330 лошадиных сил.
Её собрали в честь мирового рекорда скорости, установленного 4 ноября 1996 года на озере Лугано: Гвидо Каппеллини развил 216,703 км/ч на моторном катере, оснащённом 2-литровым би-турбодвигателем от Maserati. В 1997 году выпущен самый последний Ghibli Primatist. Таким образом, эпоха Де Томазо окончательно стала частью истории. Несомненно, очень успешной: более двух десятилетий существования, около четырёх десятков различных модификаций автомобилей и примерно 37 000 проданных модификаций Biturbo в различных кузовах. Первого июля 1997 года Maserati в очередной раз меняет владельца и предприятие вступает в состав «Феррари» (Ferrari).
Текст: Антонов Аслан. Фото (Photo credits): Ferrari Maserati Image Service Maranello