Вчера прочитал рассказ Эрвина Штритматтера «Электричество» о сельской жизни в послевоенной Германии. Рассказ меня серьезно озадачил. Как известно в Германии до 1944 года был один из самых высоких уровней жизни населения. Ограбление завоеванных стран, особенно Балкан и СССР, позволяло поддерживать третьему рейху относительно высокий уровень жизни населения. Выше, чем у «мирового гегемона» и самого большого государства мира того времени – Великобритании.
Поэтому существуют сотни, а может тысячи сочинений и исследований о том, какими дикими, нецивилизованными были советские солдаты, как они поразились европейской цивилизации!
Вот немецкий писатель Арно Зурминский сочинял о пребывании советских войск на германской территории:
«Или те двое русских, которые собрались мыть картошку в унитазе и удивлялись, когда картошку уносило вместе с водой. И, наконец, один киргиз, в ужасе отбросивший от себя дребезжащий будильник и расстрелявший его из автомата».
Т.е. советские солдаты не знали, что такое унитаз и представления не имели о будильниках. Пройдя Украину и Польшу и явившись в Германию бедный киргиз нигде не видел будильника. Ладно, Украина, она была советской заголодоморенной, но в сытой буржуазной Польше киргиз тоже не увидел ни одного будильника!
Очень любят такие темы в передаче «Цена Победы» на радиостанции «Эхо Москвы», которую содержит «Газпром».
Но и многие другие ресурсы не отстают. Вот несколько цитат отсюда:
«Многих советских солдат поразил уровень жизни европейцев, который им показался заметно выше, чем в СССР. В первую очередь, это касалось деревни: в домах деревянная мебель, плиты, отапливаемые угольными брикетами, разнообразие утвари, посуды, столовых приборов и кухонной одежды.
Офицер-пехотинец А. З. Лебединцев отмечал быт и удобства жизни в глухой румынской провинции, которые не шли ни в какое сравнение с бытом советской глубинки.
Минометчик Наум Орлов был поражен тем, что в Германии каждое дерево вдоль дорог пронумеровано, по бокам автобанов не возвышались громоздкие телеграфные или электрические столбы, а «сельские сортиры выложены кафелем».
Житель Минска Р. Штейнман в письме родным отмечал необычно высокие черепичные крыши, стильную мебель и множество безделушек в магазинах и домах. Об этом сообщает Рамблер.
Пожалуй, с наибольшим восхищением советские бойцы отзывались о Чехословакии. Возможно потому, что встретили там самый радушный среди других европейских стран прием. В чешских городах их удивляли ровные как под линейку асфальтированные улицы и покрытые красной черепицей коттеджи.
Кроме этого, они обращали внимание на развитую систему газоснабжения и электричества, радиоприемники и карандаши «кохинор». Еще наших военных поразили удобные вагоны в чешских поездах, в которых были только сидячие места, а также автомобильные и пивоваренные заводы».
И т.д. и т.п.
Ну, а теперь предлагаю вернуться к прочитанному мной вчера рассказу Штритматтера. Послевоенная Германия!
Цитирую:
«Вечером в комнатах безбожно светло. Они ещё раз зажигают керосиновые лампы и устраивают соревнование. Керосиновые лампы горят на всю катушку, аж коптят, но за маленькой электрической лампочкой им не угнаться. Темно-желтая уютность керосинового света уже никого не привлекает. Уютность – это просто-напросто недозрелая яркость, сопровождаемая запахом керосина. Электрическая лампочка – это солнце в доме, она побеждает. Внук считает волосинки на тыльной стороне ладони. Дочь находит, что не мешало бы заново побелить стены. Зять экзаменуя новый свет, читает книгу о дизельных тракторах. Старый Адам с карманными часами в руках стоит перед счётчиком, пытаясь установить, сколько минут в киловатт-часе, шестьдесят или сколько-нибудь ещё?»
Это рассказ о том как в послевоенные годы в Германии в доме старого Адама появилась «лампочка Ильича».
К слову в Ачитском районе в Деревне Верх-Тиса Свердловской области, где родилась моя мать, электрическое освещение появилось гораздо раньше.
Но что с нас взять: совок, дикари-с!