Найти тему
Гараж Автоклассика

Спальники грузовиков второй половины 20 века. От курьёзов к роскоши

В начале 50-х годов прошлого века европейские автопроизводители в целом определились с концепцией расположения спальных мест в грузовиках, американцы же продолжили свои изыскания, который выливались порой в очень причудливые решения. Начинают внедрять «спальники» в свои грузовики и советские автопроизводители.

Продолжение. Часть первая – здесь

В 50-х американские автопроизводители начинают эксперементировать с расположением «спальников» порой в самых необычных местах. Пристройка над кабиной, практиковавшаяся европейцами конструкция появляется и в США, но не серийно а в виде доработок самих транспортных компаний. Вот к примеру White-Freightliner Spacemaker с такой пристройкой над кабиной.

-2

Выпускают и с привычным спальником в кабине, - White 9000T Sleeper cab 1958 год

-3

Mack H- 62, 63

-4
-5
-6

Или White 3000, на котором кабина со спальником была штатной для всех модификаций грузовиков, а не только для седельных тягачей.

-7
-8

Компания «Corbitt» на закате своего существования выпустила довольно необычный тягач Corbitt D800, с высоченной и неуклюжей кабиной, спальное место в которой располагалось на «среднем этаже», над двигателем и, получается, под основной кабиной.

-9
-10

Кабина не откидывалась, для доступа к мотору были предусмотрены люки по бокам.

-11

Подобное расположение спального места, под полом основной кабины и у этого тягача автовоза «Convoy». Двигатель расположен за кабиной.

-12

Был еще ряд интересных решений типа этого Kenworth TCF 521 CBE, но они скорее были экзотикой.

-13

Вдоволь поэкспериментировав, к 60-м и в США определяются с концепцией – спальник либо как продолжение кабины, либо же, если позволяет место, в виде отдельного бокса за ней.

В Европе тем временем тенденция перепила старых американских грузовиков под местные нужды, в том числе с приделыванием спальников сходит на нет, по причине естественного износа машин, а свои новые грузовики европейцы выпускают уже с интегрированным спальным местом в удлиненной кабине.

Mercedes-Benz LP333

-14

Magirus Deutz Saturn

-15

Bernard TDA180-35

-16

Французский Berliet GLR 8 M2 1960 года

-17

С 1958 года в Чехии выпускалась любимая советскими дальнобойщиками Škoda 706 RT.

-18

Знаменательное в истории «спальников» событие происходит в СССР в 1961 году. В Кутаиси начинается выпуск «Колхиды» КАЗ-606 , первого советского тягача со штатным спальным местом в кабине.

-19

А в 1965 году в СССР появляется уже серьёзный тягач для дальних, в том числе и международных поездок – МАЗ 500, кабина которого так же оборудована местом для отдыха.

-20

Обе машины имели однотипные кабины вне зависимости от модификаций.

-21

Предпринимаются попытки создать место для отдыха и в скромных масштабах дневной кабины. Прототип ЗИЛ Е169А 1964 года.

-22

Примерно в одно время с советскими, появляются «спальники» и в японских грузовиках. Isuzu TP81 1967 года

-23

Спальник в задней части кабины прочно занял свои позиции у всех европейских и большинства американских производителей к концу 60-х годов, вне зависимости от того, капотные были грузовики или с двигателем под кабиной.

Скандинавский Volvo F88-49T

-24

Немецкий Mercedes-Benz LS1923

-25

Французское решение кабины как у этого Saviem SM 280 было настолько удачным, что его стали применять на своих грузовиках сразу несколько европейских производителей, и продержится оно полтора десятка лет без особых изменений.

-26

MAN 19.321 FLT 1980 года

-27

В 1976 году в СССР начинает сходить с конвейера легендарный КАМАЗ 5320, «дальнобойная» версия которого имеет кабину со спальником.

-28

Пару лет спустя у МАЗа появляется новый грузовик семейства 64хх, с кабиной, вполне соответствующей европейским нормам тех времен.

-29

В Европе 80-е проходят без особых изменений, а вот в США спальники тягачей уверенно навёрстывают по уровню комфорта упущенное за предыдущие годы, и уверенно обходят европейские решения.

-30

Спальники американских тягачей 80-х , 90-х начинают напоминать приличный номер в мотеле, с телевизором, холодильником, появляются отдельные варианты с компактной душевой кабиной.

Peterbilt 359 серии

-31
-32

Kenworth Aerodyne со спальными отсеками, гордо возвышающимися над основной кабиной.

-33

Kenworth T880 Aerodyne Conventional

-34

International Eagle 4300

-35

Freightliner FLA

-36

Компания Livlab предлагает беспрецедентное по уровню комфорта решение - Custom Truck Sleeper Cab, напоминающее уже не спальник, а полноценный мини-номер мотеля, с двухместной кроватью, кухней, телевизором и санузлом.

-37
-38
-39

В Европе тем временем тоже пытаются повысить комфорт спальника, и приходят к концепции «высокой кабины», которая актуальна для европейских производителей и по сей день.

Volvo F12 Globetrotter 1985 года

-40
-41

DAF

-42
-43

Volvo выпускает кабину Eurotrotter, параллельно со знаменитой Globetrotter.

-44

Длина кабины несколько сокращается, в целом, в то время европейские регламенты на длину автопоездов вынуждают производителей экономить каждый сантиметр, поэтому полноценный кемпер, как у американских дальнобойщиков, для европейцев был недосягаем, и более того – снова вспомнили о «чердаках» над обычной дневной кабиной.

MAN X90 остался в виде концеп-кара, но подобное решение стали применять на среднетоннажниках.

-45

MAN 12.232

-46

В конце 80-х и начале 90-х в Европе предпринимались попытки создать спальник-трансформер, что бы улучшить комфорт водителю не имея возможности удлинять кабину.

Iveco 190F35 Tran-Saharian, созданный итальянским дизайнером Franco Quirighetti.

-47

В СССР создали прототип магистрального грузовика нового поколения МАЗ 2000 «Перестройка», прогрессивный даже по европейским меркам.

-48

Машина в серию не пошла, к счастью или к сожалению, уж не знаю. В кабине этого МАЗа водитель мог встать в полный рост, одна из спальных полок трансформировалась за сиденьями, а верхняя – над основной кабиной, обе полки были откидные.

-49

Scania T143H/M 1992 года была попыткой создать что-то похожее на американские решения, но в компактных европейских масштабах.

-50

К началу нового тысячелетия американские и европейские производители грузовиков применяли, по большому счёту те же концепции спальников, окончательно сложившиеся еще в 60-х, просто в США спальники разрослись в размерах и достигли небывалых высот по уровню комфорта, европейцам же приходится ютиться на отведенных строгими нормами ограничений длинны … сантиметрах. Советские, а впоследствии российские и белорусский автопроизводители применяют европейский вариант спальников, с которого изначально и стартовали.

Будущее уже уверенно смотрит на трассу. Шведский грузовик-беспилотник T-pod.

-51

Не стоит ожидать кардинальных изменений в концепции спальников, в обозримом будущем. Придет время, и они исчезнут за ненадобностью, вместе с профессией водителя грузовика, которого заменит автопилот самого тягача.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru