(1996, США)
Сам факт появления этой картины на экранах кинотеатров - одно большое вопиющее недоразумение. И это при том, что запоздавший аж на 15 лет сиквел "Побега из Нью-Йорка" снимал всё тот же Джон Карпентер, опять-таки по собственному сценарию и с традиционым Куртом Расселом в роли Змея Плискина. То есть, казалось бы, формула предыдущего успеха была воспроизведена очень скрупулёзно. Ан нет, на сей раз всё вдруг обломалось! Настолько досадно, что по сравнению с четырехкратной прибылью оригинала (в прокате США), отбитый едва наполовину бюджет сиквела (опять же в США) выглядит не простым фиаско. Куда больше это напоминает продуманную диверсию, устроенную зрителями Америки по предварительному сговору с целью очернить репутацию режиссёра Карпентера. Ну и Рассела в придачу, раз уж он не только снялся в этом лютом зашкваре, но и вдобавок его продюсировал.
А между тем загадка этого фиаско перестаёт быть таковой, стоит лишь зрителю осилить хотя бы четверть картины. И первое, отчего его глаза лезут на лоб - компьютерная графика. Напомню, что в тех же 96-97 годах были выпущены такие известные "спецэффектные" фильмы, как "Сердце дракона", "День независимости", "Смерч", "Чужой 4", "Титаник", "Пятый элемент", "Звездный десант", "Люди в чёрном" и "Парк Юрского периода 2", чья графика и по сей день выглядит очень недурно. Также надо иметь в виду, что бюджет "Побега из Лос-Анджелеса" составлял уже не те скромные 6 миллионов, а весьма не стыдные 50. Это обязывало его выглядеть, конечно, не на уровне вышеперечисленной, более дорогой экшен-классики, но хотя бы быть где-то рядом с нею. Однако при всём при этом цифровые эффекты "Побега из Л-А" настолько ДЕШЁВЫЕ, что они вышибали у зрителя кровавые слёзы, даже когда их показывали на плохо настроенных телевизорах той поры. А в нынешнюю эпоху HD-технологий (про Ultra HD и не говорю) созерцание результатов труда местных горе-программистов и вовсе напоминает изощренную пытку и надругательство над вашим чувством прекрасного.
Второй удар под дых, который Джон Карпентер фактически нанёс с размаху сам себе - кажется, он так до конца и не разобрался, что именно делал: сиквел или всё-таки римейк. Потому что новые приключения Змея Плискина разыгрываются через 16 лет после его нью-йоркского побега и имеют уйму отсылок к предыдущим. Вот только почему тогда этот сюжет так подозрительно смахивает на сюжет "Побега из Н-Й"?
Судите сами. Опять мы видим обнесенную высокой стеной, тюрьму-резервацию на месте большого города. Опять на нас вываливают проблемы американского президента, только на сей раз в городе-тюрьме сгинул не он, а его дочь. И вместе с нею - вот так сюрприз! - тоже пропали некие секреты, касающиеся мощного стратегического оружия. Опять для решения этой проблемы откуда-то выдергивают Змея. Которого опять - да вы, блин, реально его задолбали! - травят ядом, что грозит убить его, если он не успеет выполнить миссию в срок. И в итоге, как будто этой череды самоплагиата Карпентеру ещё мало, он пытается повторно (!) удивить нас финальным подвывертом, когда Плискин оставляет в дураках тех, кто хотел его нахлобучить, и проворачивает старый фокус с музычкой из первой серии. При этом вид у самоплагиатора Карпентера был настолько невозмутимый, как будто все в Голливуде только так всегда и клепают сиквелы, ага.
Иными словами, Джон и Курт, нахально глядя нам в глаза, пересказали ТУ ЖЕ САМУЮ сказку лишь с небольшими сюжетными изменениями. Сказку, которая по сути является римейком, а нам упорно втюхивают ее как сиквел. Ну прямо охренеть и не встать!
А теперь представьте себе, например, сиквел "Рэмбо", где главного героя не отправили бы во Вьетнам, а он, выйдя из тюряги, нагрянул бы в другой американский городишко, где тоже повздорил бы с шерифом и всё завертелось по второму кругу. Говорите, это была бы однозначная сценарная халтура и обман зрителя? Так и есть. Но создатели "Рэмбо" почему-то отлично это понимали. А вот авторы "Побегов" внезапно закосили под дурачков, да еще и нас с вами стали считать таковыми.
***
В общем, тот редкий случай, когда гениальный Карпентер опростоволосился по полной программе. И, что самое обидное для него - вовсе не случайно, а осознанно. Непонятно почему, но Джон счёл зрителя столь наивным, что решил, будто тот схавает римейк "Побега из Нью-Йорка" с безбожно устаревшей графикой под видом якобы честного 100%-го сиквела. Однако зритель оказался на поверку гораздо умнее, чем о нём думали. Он не повёлся на эту дешевую разводку и в отместку вогнал Карпентера в прокатные убытки. И, как по мне, то был самый справедливый из всех исходов этой позорной голливудской истории.