Найти тему
6000 миль до Голливуда

Побег из Нью-Йорка

Оглавление

(1981, США)

На постерах Змей Плискин позирует нам с татуировкой на руке, но в фильме её почему-то нет. Хотя и правильно - уж больно она какая-то дурацкая.
На постерах Змей Плискин позирует нам с татуировкой на руке, но в фильме её почему-то нет. Хотя и правильно - уж больно она какая-то дурацкая.

Как быстро летит время! Создатели "Побега из Нью-Йорка" снимали своё кино про будущее ещё далековатого от них 1997 года, который для нас сегодня считается уже далековатым прошлым. Также забавно, что за без малого сорок лет фантастическая антиутопия с ее штампами осталась почти что неизменной. Особенно в визуальном плане. Хотя, с другой стороны, а с чего бы вдруг ей меняться? Антуражные развалины и помойки всё равно как-либо иначе не изобразишь, разве что теперь в них кроме всего прочего непременно будут попадаться компьютеры и спутниковые тарелки, а над руинами могут летать дроны с цифровыми видеокамерами высокой четкости.

Великосветская тусовка здешнего Манхэттена. Тот тип, который с автоматом, кстати, называет себя Герцогом. Где он надыбал китель российских дембелей, нам не расскажут.
Великосветская тусовка здешнего Манхэттена. Тот тип, который с автоматом, кстати, называет себя Герцогом. Где он надыбал китель российских дембелей, нам не расскажут.

И как же представлял себе американские "лихие 90-е" режиссер и сценарист Джон Карпентер на заре 80-х? Да почти так же как мы сегодня вспоминаем наши отечественные реалии той поры - разгул преступности, массированный и беспощадный. Разве что у нас не додумались огородить, к примеру, Васильевский остров в Петербурге высокой бетонной стеной и устроить там резервацию для преступников, а в США ради такой цели не пожалели даже Манхэттен. Который, разумеется, с притоком новых обитателей стал отнюдь не культурным центром, а первостатейной клоакой, ничем не отличимой от постапокалиптического мира.
Дальше, как водится в таких историях, внезапно разразился Большой Кризис. По всем законам подлости самолет американского президента грохнулся не в какое-нибудь приятное дружелюбное местечко, а именно в самый опасный, да вдобавок изолированный район Нью-Йорка. К счастью для президента, его успели запихнуть в спасательную капсулу вместе с секретной флешкой... пардон - аудиокассетой (!), где были записаны песни Шуфутинского... пардон - какие-то ядерные технологии, и катапультировали. Вот только капсула, как то яблочко от яблоньки, упала недалеко от самолета. И когда на место ее приземления нагрянула группа быстрого реагирования, выяснилось, что сегодня она реагировала слишком медленно. Всё содержимое капсулы, и одушевленное, и неодушевленное, было уже захвачено уголовниками. Которые тотчас выдвинули спецназу ультиматум: если вы не запрыгнете назад в свои "вертушки" и не улетите к едрене фене, то мамами клянёмся, наш заложник сразу же станет не только грустный, но и мёртвый.

- Слышь, Курт, будь другом, почеши мне спину... Чуть повыше!.. Ага, вот тут!..  Ка-а-айф! Ну спасибо, даже не знаю, что бы я без тебя делал.
- Слышь, Курт, будь другом, почеши мне спину... Чуть повыше!.. Ага, вот тут!.. Ка-а-айф! Ну спасибо, даже не знаю, что бы я без тебя делал.

На сей раз группа быстрого реагирования действительно среагировала быстро и спасла жизнь своему боссу... В смысле послушалась и скрылась с глаз, пока он не пострадал. Но поскольку нигде в мире не принято бросать на произвол судьбы президентов, да еще и с аудиокассетами в кармане, вскоре топтать Манхэттенскую зону был отправлен другой спасатель, бывший военный, а ныне одноглазый зек со странным именем Змей Плискин (Курт Рассел).
Но почему туда зашвырнули одиночку, инвалида по зрению, да еще и осужденного за ограбление банка? Странный вопрос к олдскульному боевику. Да потому что этот чувак круто выглядит, вот и всё! А чтобы Змей не пополз куда-нибудь не в ту сторону или не тянул волынку с поисками заложника, ему впрыснули в кровь какую-то дрянь, которая должна была убить его ровно через сутки. Или не убить, если Плискин выполнит свою миссию и вернется - в этом случае ему пообещали противоядие. А потом забросили его на планере на крышу одного из небоскребов Всемирного Торгового центра - опять же потому что это очень круто смотрелось. Хотя, конечно, по нынешним временам кружащий над башнями-близнецами крылатый летательный аппарат, даже такой маленький, выглядит слишком уж двусмысленно.

Легендарный Ли Ван Клиф - тот самый Плохой из "Хорошего, плохого злого", только постаревший на полтора десятка лет.  Да и здесь его коварный герой не сказать, чтобы сильно "похорошел".
Легендарный Ли Ван Клиф - тот самый Плохой из "Хорошего, плохого злого", только постаревший на полтора десятка лет. Да и здесь его коварный герой не сказать, чтобы сильно "похорошел".

Само собой, что ни один небоскреб при экстремальной посадке Змея не пострадал. Чего нельзя сказать об обитателях Манхэттена, многие из которых встречу с Плискиным уже не пережили. Зато сам Плискин пережил не только своих врагов, но и дождался сиквела, вышедшего... аж через 15 лет и ставшего, пожалуй, одним из самых громких провалов Джона Карпентера. Но об этом недоразумении мы поговорим в другой раз, а на сегодня наш очередной ностальгический экскурс в Эпоху Видеосалонов подошел к концу.

***

В общем, некогда известный, но ныне малость позабытый, в отличие от другой классики боевика, вроде "Кобры", "Коммандо" или "Рэмбо", тоже классический представитель Эпохи Видеосалонов. Который открыл тогда многим советским кинолюбителям харизматичного актёра Курта Рассела (наряду с опять-таки карпентеровским "Нечто", где Рассел тоже был в ударе), а для кого-то и вовсе стал первым увиденным в жизни, голливудским фантастическим боевиком. Конечно, сегодня "Побег из Нью-Йорка" выглядит во многом глупым и наивным. И всё же пересматривать его до сих пор приятно, ведь он не строит нам нарочито серьезное лицо, а улыбается озорной ухмылкой и отпускает удачные остроты. Везде, где они уместны, и которые не дают ему заплесневеть.

Забавный оружейный маразм  - бесшумный снайперский... "ингрэм"! Или это такая специальная модель для одноглазых ветеранов?
Забавный оружейный маразм - бесшумный снайперский... "ингрэм"! Или это такая специальная модель для одноглазых ветеранов?