В университете нам говорили, в стоимость проекта нужно закладывать все возможные расходы, рано или поздно будут проекты, но если выбор клиента был сделан из-за цены, ничего хорошего не жди.
На первом этапе очень страшно, но и энтузиазма очень много. Низкая стоимость проекта кажется конкурентным преимуществом, ведь ты новичок среди огромного количества профессионалов, затем идёт страх совершить ошибку и много, много всего :)
В этой статье я расскажу о ценообразовании в той последовательности, в которой оно дошло до меня.
Для начала складываем реальные финансовые и временные затраты. Мы продаём услуги - создаём продукт с нуля, но даже для того чтобы преобразовать мысли в готовое решение вкладываем деньги: покупаем оборудование, обустраиваем рабочее место, устанавливаем программное обеспечение, вкладываем время в обучение. Плюс подготовка проекта: количество потраченных на работу часов, затраты на специалистов для делегирования задач. Вот и готова первая, минимальная статья расходов - основа стоимости проекта.
Как и в бюджете на ремонт, можем ранжировать стоимость проекта на "бюджетную", "среднюю" и "бизнес".
То, что мы сейчас посчитали - "бюджетная стоимость проекта". Продавая услуги за эти деньги затраты не окупаются, они уйдут на поддержание жизни, причём, вряд ли, полноценной:))) но тут кому как:)
Переходим на уровень выше - "средняя цена". Включаем в стоимость личные расходы (проживание, питание, проезд, одежда и иные житейские потребности). Считаем затраты в месяц и включаем. Вот тут уже можно говорить о более, менее качественных проектах потому, что не может голодный проектировать для сытого.
Мне запомнился пример, который нам привели в институте: "не может дизайнер который не носит коктейльные платья и не знает зачем они нужны, спланировать гардеробную". Если перефразировать: мы должны находиться на одной социальной лестнице с клиентом, может выше, но никак не ниже. Ну это в случае если вы хотите уважения и доверия:)
Переходим к последнему пункту, напоминаю, эту градацию придумала я сама:) - «бизнес цена». Закладываем дополнительные услуги, помогающие сформировать качественное портфолио.
Например, стоимость работы фотографа и стилиста. Некоторые дизайнеры продают эту услугу дополнительно. Но проще, на мой взгляд, просто заложить эти расходы в проект. Фотосъемка готового объекта - одна из важнейших вещей для дизайнера. Как образование, как опыт, как еда - фотосъёмка - часть дизайн проекта, она сделает жизнь легче, бизнес успешнее, по ней выбирает заказчик, как можно не закладывать ее в проект?
Вернусь в начало статьи. Кончено, когда начинаешь, очень страшно предложить «бизнес-стоимость», но и не надо делать все сразу. На мой взгляд, жить и работать нужно в гармонии с собой. Если разумом понимаешь, что так страшно, что не сможешь защитить стоимость проекта, то, наверное, не надо. Развивайтесь в комфортном для вас темпе.
Единственный совет который я бы дала - начните сразу со «средней цены». При работе над проектами с «низкой», «средней» и «бизнес» стоимостью задачи одинаковые, но вот то, что получите на выходе зависит только от вашего выбора. И поверьте, найти клиента для низкой стоимости проекта также сложно, как найти на любой другой уровень цен, часто сложнее. Клиент, готовый заказать дизайн проект, посчитает вас недостаточно опытным, а клиентов в низком ценовом сегменте очень и очень мало. Они просто не тянут дизайнера интерьеров, да и нам там особенно нечего делать.
И заканчивая пост, мне бы было интересно послушать опыт «бывалых». Что вы думаете о статье? Каким был ваш ценовой путь?
Best regards,
Svetlana Kapustina