Разработчик: Redblack Spade
Дата выхода: 24 мая 2018
Платформы: PC
Конкурс
Однажды утром Алеста забеспокоилась, что её мама слишком часто кашляет, и решила пойти в лес, чтобы добыть там травы, из которых можно добыть лекарство. Но всё оказалось не так просто — мать была проклята, и злой дух забрал её в Навь — место, откуда никто не возвращается. Но девочка посчитала, что раз уж она смогла противостоять нечисти в лесу, то и пойти туда, не знаю куда и вызволить матушку из лап зла ей тоже под силу. С этого момента начались великие приключения бесстрашной Алесты, спасительницы котиков, наездницы волколаков и семейного психолога Болотника, Боровикаи Кикиморы.
Catmaze — игра, в которой нужно весело бегать по местным лесам и сражаться со всевозможными грибами, демонами, слизняками и прочими злобными ребятами, которые стреляют в тебя файрболами, создают всевозможные шипы, кусаются или просто таранят. А у тебя есть только фамильяры — животные и другие сущности, что помогают игроку лупить врагов, а разработчику — создавать разнообразный игровой процесс. К чему в игре точно не придраться — так это к геймплею. Он меняется фактически от локации к локации, коих тут совсем немало — простой лес, осенний лес, закалдованный лес, пещеры, болота, поселения — и везде есть тот, кому нужно помочь или выписать смачных оплеух. По ходу игры вы приобретаете новых фамильяров и соответственно, новые возможности для совершения ближних и дальних атак, и со временем практически ничем не уступаете противникам — правда их тоже становится больше, поэтому пройти игру от начала до конца и ни разу не пасть в неравном бою у вас выйдет вряд ли.
Чем эта видеоигра не похожа на другие? У неё необычный и приятный сеттинг — где ещё вы сможете встретить на своём пути существ из славянской мифологии? По мне, так тут разве что не хватило Бабы-Яги, которая бы пригласила вас к себе в гости попариться в баньке, чтобы после обглодать ваши молодые косточки. С остальным здесь полный порядок — и Кот-Баюн (жаль, его спасать не надо, он всё-таки самостоятельный и нотами по голове настучать может, пока поёт свою котовую песенку), и Домовой, и уже упомянутая Кикимора. К тому же где-то в небе притаился славянский пантеон — Великий Перун, Велес, Мокошь и прочие до поры до времени добрые ребята. Но самое главное — здесь наглядно объясняют, чем отличаются друг от друга Явь и Навь — мир живых и мир мёртвых. Если бы в мои славные школьные годы ко мне в руки попала эта игра — я бы готовился по ней к олимпиаде по мировой художественной культуре.
Я бы не назвал себе поклонником подобного рода игр — у меня с ними всегда возникают проблемы — обычно я бегаю и не могу понять, что же мне делать дальше. Или не могу решить головоломку — мне банально не хватает внимания, чтобы учесть каждую деталь. Я даже не сразу разглядел подсказки на карте. Но в целом это не помешало втянуться в достойный сюжет и оценить то, насколько огромная работа была проделана.
Игру делал ОДИН человек.
Ну окей. Всё, кроме музыки. Это большая редкость, даже Кан Гао создавал To The Moon, прибегая к посторонней помощи — а он обычно первый приходит на ум, если говорить о разработке видеоигр с использованием ресурсов одного человека. И пусть Catmaze вышел не такой крутой в плане истории — всё-таки достичь уровня Гао задача непростая — но автор привнёс в своё проект не менее важное смысловое наполнение. В игре практически нет однозначно отрицательных персонажей — все они раскрыты так, чтобы игрок смог увидеть их мотивацию, взгляд на мир и даже некую философию. Отдельно отмечу один важный сюжетный элемент — здесь никто не погибает (Ну, кроме вас, конечно, это же не игры LEGO). Духи, которых вы, собственно, побили, возрождаются заново, и если вы вернётесь в уже пройденную локацию — они будут ждать вас и, вероятно, снова получать порцию ударов, ну или огня, или ежа (не спрашивайте), смотря кому какой стиль игры нравится. Для чего здесь реализована эта механика? Суть её в том, что почти каждый, с кем вы сталкиваетесь, защищает то, что ему дорого — например, родной лес — до самого конца, а потом перерождается, чтобы снова встать на защиту. Это объясняет нам один из боссов, Зверь, который совсем не хочет сражаться, но это его долг.
Вообще, боссы здесь крутые — каждый имеет какую-то особенность. Кто-то конфликтует между собой, кто-то имеет непосредственное отношение к жизни Алесты, кто-то просто мудро рассуждает. Одна из моих любимых мыслей из игры — «Любая битва — это ошибка». Фраза отнюдь не новая, но она достаточно чётко выражает как мнение автора, так и идеи, которые продвигает игра. Посыл Catmaze, на мой взгляд, состоит в донесении до игрока простых мыслей, которые призваны формировать позитивное мышление. Давно знакомые истины — дружба, любовь, взаимовыручка и преданность своим принципам, умение добиваться целей — за счёт необычного сеттинга и интересного сюжета приобретают достойную интерпретацию, за которую не стыдно.
Учитывая всё, что было сказано выше, не особо хочется задерживаться на недочётах, потому что их можно простить, но мне придется упомянуть пару минусов. Основной, на мой взгляд, заключается в сильном диссонансе между пиксельной графикой игры и рисованными портретами героев в диалогах. Со временем это перестаёт мешать, но поначалу выглядит довольно непривычно. Иногда мне также не совсем нравились диалоги, хотя в целом следить за ними интересно. А ещё мне кажется, что разработчик решил слегка поиронизировать над собой в одной из сцен, где признаний персонажей в любви друг другу, со всеми этими «ты моё золотце» было ну очень много, и Алеста сказала что-то наподобие «Так, надо отсюда валить». Это было очень забавно и вполне нивелировало данный недочёт.
Подводя итог, скажу, что игра (даже если вы не поклонник жанра) точно стоит потраченных на неё денег и часов. В ней не хочется искать минусы. Catmaze — отличная игра, если тебе хочется расслабиться и поиграть для души.
Сколько играть: в среднем часов 10
Где достать: Страница в Steam
Предыдущий материал о видеоиграх: И не ядро обычно губит. Мнение об игре Black Jack Story