Где то в семидесяти пяти километрах от города Вятка, в дремучих лесах, на берегу северного притока реки Вятки стоит, сверкая куполами, мужеский монастырь. Древняя легенда живёт с ним.
Наверное так можно было бы начать эту статью. И я бы ни слова не соврала.
В Кировской области, фу.. не нравится мне такое название!
Бабушка моя, царство ей небнсное, была из этих земель родом. Из Уржума. И всегда говорила "мы вятские" вот и я буду называть как есть : Вятская губерния. Так вот в Вятской губернии есть село Великорецкое. Не большое, всего то человек 300 населения. Но раз в год, в самом начале лета, людей в селе становится в тысячи раз больше.
Что происходит и почему так? Всё очень просто с 3 по 8 июня сюда стекаются со всей страны паломники на крестный Великорецкий ход.
В селе этом поворотная точка хода. Люди идут пешком от Вятки (Кирова) ночуя в полях, под дождём, по хлябям до этого села. А потом после свершения ретуала отправляются в обратный путь. Я не понимаю, но не осуждаю - каждый выбирает свою дорогу.
Село раскинулось среди богатых лесов и лугов. В эти леса и поля нельзя не влюбиться. Что бы раз и навсегда полюбить эти места, необязательно посещать их во время масштабного праздника иконы Николая Чудотворца. Скорее наоборот - не надо сюда ехать с это время если вы не верующий человек на паломничестве.
Мы там побывали именно в тот день когда уже в обратную дорогу уходили паломники. И всё равно количество людей впечатляло. Палатки, палатки, палатки... Очень много палаток. Номерные знаки автомобилей представляли едва ли не всю страну. Для паломников были организованы перевозки. Тем кому всё таки тяжко тащить весь скарб на себе можно сдать в "камеру хранения" - фура которая едет за крестным ходом. Полевые кухни тоже имелись.
Но.. давайте я всё таки вернусь к самому культурному объекту.
Всё началось не сейчас.. В далёком 1383 году (хотя я встречала и другие цифры - 1283). Какая цифра правдива предоставлю спорить историкам - в любом случае это страсть как давно.
Зародилось поселение когда вотяки и черемисы нападали на христиан. В основном то были новгородцы, только-только переселившиеся на Вятскую землю.
Спасаясь от одного из таких набегов, люди были вынуждены бежать
«дикими лесами» на реку Великую и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божиими той святой образ оставиша». Спустя некоторое время «некий благоговейный муж», проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Любопытство победило страх. Он пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ Святителя Николая. Тогда взял он обретенную икону, принес в свой дом и «о сем явлении чудотворного образа никому не поведа».
Икона не долго оставалась тайной с её чудесами. Мир слухами полнится. Не буду описывать подробно чудестости это уже описали до меня учёные мужи.
Желая уберечь икону, жители Хлынова, так тогда именовалас Вятка, решили перенести чудотворный образ Святителя Николая в свой город. Пообещали ежегодно возвращать чудотворную икону на берега реки Великой – место ее обретения. Так появилась одна из самых древних традиций православной Вятки Великорецкий крестный ход.
Где явилась икона людям поставлена часовня на берегу реки Великой.
Благодаря этому ходу возник уникальный архитектурный ансамбль на холме над берегом где часовня - «Великорецкий град». Не монастырь! Школа воскресная была. Дом для поломников знатных был, а монастыря не было. Монастырём Великорецкий град стал только в 2004 году.
В «Великорецкий град» входили Преображенская церковь 1739 года постройки, Никольская церковь 1839 года и колокольня 1860-го года, ставшая ныне Ильинским храмом. Торговые ряды,гостиный двор и каменные двухэтажные дома притча и школы - это были стены града-храма. Колокольня – это образ притвора, Преображенская церковь , Никольский храм.
Когда то это был архитектурно потрясающий, совершенный геометрически, комплекс. Но.. Помните была мода всё рушить... часовню разрушили, а храмы и гостиничный комплекс с торговыми рядами чудом уцелели .
Церковь Спаса Преображения приземистая. Такая бы очень подошла Пскову. Напоминает чем то. Наверное уверенностью купеческой.
На территории монастыря есть и место памяти тем кто отдал за наше мирное небо в 1941 - 1945 годах.
Где то на второй трети, если идти от комплекса к реке, есть источник. Конечно ж святой. Вода там и правда вкусная. И всегда одной темппературы +4 градуса. Так что берегите зубы и горло когда решите пить. Возле родника нет лавок где можно купить тару под воду -купите тару на торжище у стен монастыря,или берите канистры с собой свои.
А какая там природа! Воздух хоть ложкой ешь от смолистого аромата сосен.
Если вы вдруг надумаете остаться на пару дней-ночей в Великорецком, пособирать грибов-ягод ( а их там много) то остановиться можно в гостевом доме Ковчег.
Там очень приятный владелец. Улыбчивый и готовый идти на уступки в разумных пределах. НО!! на дни хода там бронируют места за год. Так что планируйте если хотите побыть в тишине и покое, спокойно искупаться в реке и попариться в баньке русской да с веничком в любое время года кроме первых недель лета. Да и зимой там изумительно красиво!
И можно прекрасно покататься на снегоходах .
Приезжайте в Вятку! Вы полюбите этот край!