Найти тему
REBURG

ЧЕКАТЕРИНБУРГ. Два миллионника свяжет ВСМ

Оглавление

Высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Челябинск снова в повестке дня. У двух уральских городов появилась возможность объединить потенциал для долгосрочного развития.

Правительство России утвердило стратегию пространственного развития России до 2025 года. В документе в числе других инфраструктурных направлений фигурирует высокоскоростная магистраль "Екатеринбург-Челябинск".

15 февраля 2019 года Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Siemens Mobility и Уральская скоростная магистраль подписали соглашение о совместной реализации проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Челябинск-Екатеринбург»

Предполагается, что магистраль, протяженностью около 220 км, позволит передвигаться со скоростью около 300 км/час. Время в пути от Екатеринбурга до Челябинска составит около 1 часа 10 минут. Предварительно, инвестиции в проект оценены на уровне 366 млрд. рублей.

Коме конечных станций поезд будет делать остановки в аэропортах, в Сысерти и Снежинске. Далекая перспектива проекта - стать частью ВСМ "Евразия", которая должна связать Берлин, Москву и Пекин.

В мировом контексте транспортная система России не развита. Карта железных дорог в мире - https://www.openrailwaymap.org
В мировом контексте транспортная система России не развита. Карта железных дорог в мире - https://www.openrailwaymap.org

Рассматриваем стартовые условия для магистрали.

4 города: Екатеринбург-Сысерть-Снежинск-Челябинск

Кроме конечных станций в Екатеринбурге и Челябинске проектом предусмотрены остановки в аэропортах и в городах Сысерть, Снежинск. Возможно, что остановки в последних будут делать не все поезда, а лишь некоторые.

Совокупная численность населения в городах, через которые пройдет ВСМ - 2,8 млн. человек. Темпы прироста численности населения пока невысокие.

Два промежуточных города на пути ВСМ пока не в состоянии сформировать собственный трафик для загрузки из-за малого количества жителей.
Два промежуточных города на пути ВСМ пока не в состоянии сформировать собственный трафик для загрузки из-за малого количества жителей.

Снежинск - молодой город, основанный в 1957 году, закрытое административно-территориальное образование в Челябинской области. Один из из крупнейших центров атомной промышленности России. Здесь располагается Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина. 

Советская власть забабахала Снежинск в 1957 году среди уральских озер. Город равноудален от Екатеринбурга и Челябинска. Источник: Яндекс-карты
Советская власть забабахала Снежинск в 1957 году среди уральских озер. Город равноудален от Екатеринбурга и Челябинска. Источник: Яндекс-карты

Сысерть - город расположенный в Свердловской области, в 40 км от Екатеринбурга. Сысерть - противоположность Снежинску. Никакой науки, атомных бомб и физиков-ядерщиков. Рабочий поселок Сысерть возник вместе с железоделательным заводом в 1732 году, но крупным промышленным центром так и не стал. Город известен тем, что здесь родился Павел Бажов, который и прославил окрестные места в своих сказах.

Сысерть - город-сказка и город-мечта для жителей Екатеринбурга. Вернее не сам город, а окрестности, которые всегда были привлекательными для индивидуального жилищного строительства. Здесь много коттеджных поселков и рекреационных проектов (гольф-клуб "Pine Creek Golf Resort", конный клуб "Белая лошадь").

Сысертский городской округ достаточно большой с численностью населения около 62 тыс. человек, но непосредственно в г. Сысерть проживает лишь 21 тысяча жителей. Источник: Яндекс-карты
Сысертский городской округ достаточно большой с численностью населения около 62 тыс. человек, но непосредственно в г. Сысерть проживает лишь 21 тысяча жителей. Источник: Яндекс-карты

Два аэропорта: Кольцово. Баландино

Магистраль должна связать два крупных аэропорта - Кольцово и Бландино. Это то, что должно понравиться всем. Возможности для выбора рейса вырастут как у жителей Екатеринбурга, так и Челябинска.

Показатели аэропортов Кольцово и Баландино.
Показатели аэропортов Кольцово и Баландино.

В 2018 году аэропорт Екатеринбурга обслужил в 3,6 раз больше человек, чем аэропорт Челябинска. Маршрутная сеть Кольцово значительно разнообразнее. Аэропорт в последние годы активно развивает региональную авиацию, которая дает возможность жителям Урала летать напрямую во многие города, минуя Москву.

Кольцово в последние годы показывает заметный рост числа пассажиров
Кольцово в последние годы показывает заметный рост числа пассажиров

По обработанным грузам аэропорт Кольцово также заметно превосходит Баландино.

Показатели аэропортов Кольцово и Баландино.
Показатели аэропортов Кольцово и Баландино.

Рынок жилья

Екатеринбург в последние годы строит заметно больше жилья, чем Челябинск. Кроме этого рынок Екатеринбурга более дифференцирован и разнообразнее.

-9

Но в относительных величинах разрыв между Челябинском и Екатеринбургом небольшой. В отдельные периоды объем ввода жилья на 1 жителя в Челябинске превышал показатели Екатеринбурга.

-10

Уровень цен на жилье в городах заметно отличается. В Екатеринбурге цены на вторичном рынке в последние месяцы находятся на уровне выше 70 тысяч рублей за 1 кв. м, а в Челябинске - немногим превышают отметку в 40 тысяч рублей.

Перспективы развития

Реализация крупных инфраструктурных проектов в России не всегда базируется на экономических факторах. Но политические решения могут менять динамику развития территорий и локальные условия развития бизнеса.

Высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Челябинск способна раскрыть потенциал двух территорий. Но рельсы- это лишь условие, а не гарантия того, что экономики двух городов смогут получить синергетический эффект.

Может показаться, что возможности Екатеринбурга выше и он начнет переключать внимание на себя. Но это лишь стартовые позиции. ВСМ - это дорога в обе стороны. Если магистраль будет построена, бизнес подстроится под новые возможности и начнет формулировать предложения для широкой аудитории двух городов. Время на осмысление этого вопроса есть. Пока нет денег на саму магистраль.

Есть мнение как этот проект может отразиться на жизни Екатеринбурга и Челябинска?

Если темы рынка жилья, развития городов и разбор официальной статистики интересны вам, подпишитесь на Дзен, / Телеграм-канал / YouTube.

Михаил Хорьков,
Уральская палаты недвижимости

19.02.19