Высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Челябинск снова в повестке дня. У двух уральских городов появилась возможность объединить потенциал для долгосрочного развития.
Правительство России утвердило стратегию пространственного развития России до 2025 года. В документе в числе других инфраструктурных направлений фигурирует высокоскоростная магистраль "Екатеринбург-Челябинск".
15 февраля 2019 года Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Siemens Mobility и Уральская скоростная магистраль подписали соглашение о совместной реализации проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Челябинск-Екатеринбург»
Предполагается, что магистраль, протяженностью около 220 км, позволит передвигаться со скоростью около 300 км/час. Время в пути от Екатеринбурга до Челябинска составит около 1 часа 10 минут. Предварительно, инвестиции в проект оценены на уровне 366 млрд. рублей.
Коме конечных станций поезд будет делать остановки в аэропортах, в Сысерти и Снежинске. Далекая перспектива проекта - стать частью ВСМ "Евразия", которая должна связать Берлин, Москву и Пекин.
Рассматриваем стартовые условия для магистрали.
4 города: Екатеринбург-Сысерть-Снежинск-Челябинск
Кроме конечных станций в Екатеринбурге и Челябинске проектом предусмотрены остановки в аэропортах и в городах Сысерть, Снежинск. Возможно, что остановки в последних будут делать не все поезда, а лишь некоторые.
Совокупная численность населения в городах, через которые пройдет ВСМ - 2,8 млн. человек. Темпы прироста численности населения пока невысокие.
Снежинск - молодой город, основанный в 1957 году, закрытое административно-территориальное образование в Челябинской области. Один из из крупнейших центров атомной промышленности России. Здесь располагается Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина.
Сысерть - город расположенный в Свердловской области, в 40 км от Екатеринбурга. Сысерть - противоположность Снежинску. Никакой науки, атомных бомб и физиков-ядерщиков. Рабочий поселок Сысерть возник вместе с железоделательным заводом в 1732 году, но крупным промышленным центром так и не стал. Город известен тем, что здесь родился Павел Бажов, который и прославил окрестные места в своих сказах.
Сысерть - город-сказка и город-мечта для жителей Екатеринбурга. Вернее не сам город, а окрестности, которые всегда были привлекательными для индивидуального жилищного строительства. Здесь много коттеджных поселков и рекреационных проектов (гольф-клуб "Pine Creek Golf Resort", конный клуб "Белая лошадь").
Два аэропорта: Кольцово. Баландино
Магистраль должна связать два крупных аэропорта - Кольцово и Бландино. Это то, что должно понравиться всем. Возможности для выбора рейса вырастут как у жителей Екатеринбурга, так и Челябинска.
В 2018 году аэропорт Екатеринбурга обслужил в 3,6 раз больше человек, чем аэропорт Челябинска. Маршрутная сеть Кольцово значительно разнообразнее. Аэропорт в последние годы активно развивает региональную авиацию, которая дает возможность жителям Урала летать напрямую во многие города, минуя Москву.
По обработанным грузам аэропорт Кольцово также заметно превосходит Баландино.
Рынок жилья
Екатеринбург в последние годы строит заметно больше жилья, чем Челябинск. Кроме этого рынок Екатеринбурга более дифференцирован и разнообразнее.
Но в относительных величинах разрыв между Челябинском и Екатеринбургом небольшой. В отдельные периоды объем ввода жилья на 1 жителя в Челябинске превышал показатели Екатеринбурга.
Уровень цен на жилье в городах заметно отличается. В Екатеринбурге цены на вторичном рынке в последние месяцы находятся на уровне выше 70 тысяч рублей за 1 кв. м, а в Челябинске - немногим превышают отметку в 40 тысяч рублей.
Перспективы развития
Реализация крупных инфраструктурных проектов в России не всегда базируется на экономических факторах. Но политические решения могут менять динамику развития территорий и локальные условия развития бизнеса.
Высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Челябинск способна раскрыть потенциал двух территорий. Но рельсы- это лишь условие, а не гарантия того, что экономики двух городов смогут получить синергетический эффект.
Может показаться, что возможности Екатеринбурга выше и он начнет переключать внимание на себя. Но это лишь стартовые позиции. ВСМ - это дорога в обе стороны. Если магистраль будет построена, бизнес подстроится под новые возможности и начнет формулировать предложения для широкой аудитории двух городов. Время на осмысление этого вопроса есть. Пока нет денег на саму магистраль.
Есть мнение как этот проект может отразиться на жизни Екатеринбурга и Челябинска?
Если темы рынка жилья, развития городов и разбор официальной статистики интересны вам, подпишитесь на Дзен, / Телеграм-канал / YouTube.
Михаил Хорьков,
Уральская палаты недвижимости
19.02.19