Корпоративные онлайн-курсы в России неэффективны. Именно поэтому сотрудники компаний разного масштаба неохотно тратят на них время - не видят смысла в обучении, которое не повлияет на их результаты в бизнесе.
Давайте посмотрим, что не так с корпоративными курсами. Наверняка многие видели хоть раз за прошедшие несколько лет какой-то из них (или изучили на практике). Этого достаточно для понимания. За годы в этой сфере не изменилось ничего.
Отечественный рынок почти полностью занят старыми системами LMS (СДО), программным обеспечением для распространения e-learning курсов, материалов и сбора статистики по пользователям, некоторые из которых были созданы в конце 90-х годов, и, хотя эволюционировали с того времени, но общие подходы остались неизменными. Сюда можно отнести Web Tutor, ISpring, Мираполис и другие. Им принадлежит не менее 80% рынка.
Что хорошего в этих системах? Они популярны и распространены, к ним привыкли. На рынке много специалистов, умеющих в них работать, есть масса обучающих курсов. Пожалуй, это основные плюсы. А главный их недостаток – неэффективный для обучающихся контент. Сегодня любые образовательные технологии, как старые, так и новые, должны помогать человеку достигать результата при наименьших затратах времени и сил. Любые инструменты для обучения должны быть простыми, интуитивно понятными, доступными (всегда под рукой и готовыми к использованию). Давайте посмотрим подробнее, что мешает корпоративным онлайн-курсам быть эффективными.
Основательно и неподъемно
Главный недостаток предлагаемых на рынке корпоративного обучения решений – в том, что все они построены на SCORM (sharable content object reference model), последнее обновление которого произошло 15 лет назад, в другую технологическую эпоху. Создавать онлайн-курсы на таких платформах довольно сложно (хоть внутреннему разработчику, хоть внешнему агентству), скорость донесения информации остается низкой (любой контент адаптируется через SCORM), каждый курс необходимо тестировать (из-за особенностей разных браузеров), существуют технические ограничения как по работе с видео, так и по внедрению элементов геймификации или созданию мобильного приложения. И целых две «вишенки на торте»: основная масса решений работает только онлайн и нуждается в выделенном администраторе системы LMS\СДО для работы с отчетностью.
В итоге, основная масса контента, предлагаемая на базе этих решений, не отвечает современным требованиям пользователей. Никто уже давно не хочет учиться по стандартным презентациям с таблицами, сидя часами в офисе или дома. По оценкам аналитиков, 98% сотрудников младше 30 лет – мультизадачные, и трудно концентрируются на скучных и длинных курсах. И сегодня основной тренд – микро-обучение, позволяющее давать новую информацию «порционно», в свободное и удобное время (в дороге, во время ожидания посадки на рейс, за полчаса до совещания). Для этого необходимо, чтобы материалы могли подгружаться и были доступными в режиме офлайн.
Современные ученики хотят как можно больше визуализации. Хотят видео и игровых элементов, которые почти напрочь отсутствуют в российских системах ДО. Согласно исследованиям Forrester Research, 75% технически продвинутых пользователей предпочитает смотреть видео, а не читать тексты. Аналитики в области образования Brandon Hall Group подсчитали, что видео требует на 40%–60% меньше времени для подачи материала, и при этом на 60% эффективнее закрепляет материал (Research Institute of America). Еще в конце 2016 года британский Centre for Learning and Performance Technologies выяснил, что YouTube лидирует в топ-200 обучающих инструментов.
Потребность в визуализации и геймификации – не каприз и дань моде, это необходимо для эффективного восприятия и усвоения информации, что, к слову, подкрепляется и данными международных исследований. Так, согласно опросу TalentLMS (глобальный игрок на рынке e-learning), 80% обучающихся говорят, что их продуктивность вырастет, если обучение будет похоже на игру, 89% пользователей LMS больше вовлекаются, если в системе есть балльная оценка, 62% сотрудников будут мотивированы к обучению, если смогут соревноваться со своими коллегами. Создание культуры вовлечённости способствует улучшению результативности.
Учеба в кармане
Обучающий контент должен всегда быть там, где пользователь, а значит – доступен на любых мобильных устройствах. Очень важно, чтобы современный курс имел удобное мобильное приложение. Статистика неумолима. Сегодня 80% сотрудников компаний используют смартфон для работы и во время работы (опрос сервиса CareerBuilder и исследовательский отчет McKensey). В мире сейчас начитывается более 1,8 млрд пользователей мобильных устройств (из них более миллиарда используют планшетные устройства). По прогнозам, их число к 2020 году приблизится к 2,9 млрд (1,46 млрд. для пользователей планшетов). Современный обучаемый (по материалам блога глобального e-learning игрока Elucidat и отчетов Towards Maturiry) за 7 секунд решает, стоит ли контент его внимания, проверяет смартфон 9 раз за час, каждый день использует более двух девайсов. Проще говоря, в мире уже произошло четкое разделение, и компьютер теперь – скорее, средство создания контента, а мобильные устройства нужны для его потребления и взаимодействия с ним.
А что же мы имеем у нас по части мобильности? Сначала об основных типах приложений. Нативное создается с применением «родного» языка программирования и технологий. В Android на Java - с использованием фреймворка Android SDK, в iOS - Objective-C или Swift. Распространяются они через магазины Apple и Google. HTML5-приложение (веб-приложение) пишется на HTML 5, CSS и JavaScript, и использует только браузер ОС. По сути — это сайт, оптимизированный под смартфон (с использованием т.н. адаптивной верстки). Гибридное приложение сочетает в себе функции мобильных приложений и веб. Может загружаться через магазины, пишется с использованием специальных фреймворков (например, Xamarin или PhoneGap), которые делают его похожим на полнофункциональное, родное. И, наконец, прогрессивное приложение (Progressive Web Apps, PWA) – использует веб-технологии (JS + HTML + CSS) и позволяет соединить простоту использования веб-сайта со спецификой родных приложений.
Под современные требования идеально подходят именно приложения первого типа, поскольку все остальные варианты зависимы от подключения к интернету и ограничивают варианты взаимодействия тем, что может предложить браузер. Нативное мобильное приложение позволяет в полной мере реализовать все возможности, интегрировать любые новые функции, запускаемые iOS и Android, и создать удобный инструмент для оперативной работы.
Что мы имеем в российской действительности корпоративного ДО? Данный сегмент продолжает разрабатывать громоздкие и «медленные» курсы, зачастую предполагающие использование стандартного Internet Explorer. Когда в описании LMS-системы сказано, что она работает на мобильных устройствах, нужно отдавать себе отчёт, что от традиционной архитектуры никуда не деться, а значит, для нее понадобится ПК или планшета с большим экраном. Кроме того, устаревшие модели Android и IOS, как правило, не поддерживают мобильные версии традиционных систем, последние требуют современных смартфонов и хорошего интернета.
Бизнес хочет учиться
Несмотря на то, что онлайн-курсы, предлагаемые в России, неэффективны, их продолжают покупать и использовать. Почему? Прежде всего потому, что за годы не изменился подход к обучающим курсам в отечественных компаниях. Они рассматриваются как более экономичный вариант по сравнению с обычными тренингами и почти никогда не связываются с бизнес-результатами.
Почему сегодня нужно менять подходы к ДО, и в первую очередь, корпоративному? Сегодня информация (в том числе, обучающая) не живет годы, как раньше. Компании не могут себе позволить инвестировать, как десять лет назад, по 10-15% рабочего времени сотрудников в абстрактное обучение. Вот что хочет сегодня бизнес от корпоративных систем: скорости изготовления и обновления контента; удобства работы с видео; возможностей по созданию нестандартного учебного контента; простоты; интуитивно понятных мобильных приложений; решения специфичных бизнес задач (брифинг, управление, каталоги, сообщения, аттестация); оперативного предоставления статистики; возможности работы оффлайн при плохом интернете или его отсутствии; обеспечения техподдержки пользователей; отсутствия скрытых затрат на IT-поддержку (сервер, обслуживание, администрирование); возможностей включения геймификации и использования лучших практик соцсетей (общение, взаимодействие, развитие комьюнити). И почти ничего из этого списка не предоставляют современные онлайн-курсы в нашей стране.
В России новаций в области создания контента и альтернативных образовательных систем мало, но они есть. Например, все больше говорят об адаптивном обучения, которое построено на оценке реального уровня и построения образовательной траектории так, чтобы просто закрыть разницу между тем, что есть и что нужно. Проект, в который я инвестировал в 2014 году, e.Queo, использует микроленинг, интерактив, проверку понимания в процессе и является полностью мобильным, давая огромный объём недоступных пользовательских сценариев.
В современном мире все должно быть просто. Сложное просто не воспринимается пользователем. И когда мы начнём задавать не вопрос «как», а вопрос «зачем», то увидим, что можно двигаться куда быстрее и в нужную сторону. И то, что можно достичь за пять минут, не надо пытаться сделать за два часа.